Выкупная сделка. Выкупная сделка крестьян: путь к свободе или государственная афера? Выкуп земли удельными и государственными крестьянами

Крестьянская реформа 1861 г. - буржуазная реформа, отменившая крепостное право и способствовавшая развитию капитализма в России.

Была вызвана рядом объективных социально-экономических предпосылок - крепостничество препятствовало индустриальной модернизации страны, необходимой для ее экономического развития. Субъективные политические предпосылки обусловили поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг., а также нравственная готовность императора Александра II стать одним из инициаторов реформы в качестве первого лица в государстве.

Подготовка реформы началась в январе 1857 г. в традиционном для России Секретном комитете по крестьянскому делу, однако его медлительность и, главное, недовольство дворянства, обеспокоенного непроверенными слухами о программе реформы, вызвали необходимость ее проведения в условиях большей гласности.

20 ноября 1857 г. в рескрипте виленскому губернатору В. И. Назимову дворянству было рекомендовано создавать местные губернские комитеты для разработки своих проектов реформы и изложен план правительства: уничтожение личной зависимости крестьян; сохранение помещичьей собственности на землю и обязанности крестьян выполнять барщину или платить оброк за отданную им землю; предоставление крестьянину права выкупа своей усадьбы (жилой дом и хозяйственные постройки). Рескрипт положил начало открытой подготовки реформы, возложенной на созданный в феврале 1858 г. Главный комитет по крестьянскому делу. Комитету поручалось выработать общую программу реформы, которая должна была максимально удовлетворить интересы дворянства и обеспечить спокойствие в государстве.

Основным предметом споров в губернских комитетах между консервативными и либеральными помещиками (крестьяне от обсуждения были отстранены) стал вопрос о размере наделов, предоставляемых крестьянам, и объеме их повинностей. В итоге было выработано два варианта проектов, в которых решение спорных вопросов зависело от плодородия почвы: в черноземных районах помещики стремились максимально сократить крестьянские наделы, увеличив при этом стоимость каждой десятины земли; в нечерноземной зоне дворяне были готовы увеличить крестьянские наделы, но за большой выкуп.

Оба варианта проекта реформы поступили в Редакционные комиссии (пред. Я. И. Ростовцев), учрежденные в марте 1859 г. при Главном комитете для обобщения всех предложений. При их обсуждении в угоду консерваторам размеры наделов крестьян были урезаны, а их повинности увеличены. 10 октября 1860 г. проект реформы поступил в Главный комитет, 28 января - в Государственный совет, утвердивший проект 16 февраля 1861 г.

19 февраля 1961 г. Александр II подписал два законодательных документа, положивших начало проведению реформы: Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

В тот же день Главный комитет по крестьянскому делу был заменен Главным комитетом «Об устройстве сельского состояния» (пред. - великий князь Константин Николаевич). Его задача - осуществлять высшее наблюдение за введением в действие «Положений» 19 февраля, рассматривать проекты законов, дополнявших и развивавших основные установления этого документа, изменявших правовое и поземельное состояние удельных и государственных крестьян, а также принимать решения по спорным и административным делам. На местах были учреждены губернские по крестьянским делам присутствия.

Обнародование Манифеста и «Положений» 19 февраля в Петербурге и Москве состоялось 5 марта, в провинции растянулось до 2 апреля.

В Манифесте и «Положениях» рассматривались три основных вопроса: личное освобождение крестьян, наделение их землей и порядок совершения выкупной сделки между помещиком и «сельским обществом» (общиной).

Манифест лицемерно акцентировал «добровольность» и «жертвенность» Дворянства, по инициативе которого царь даровал крестьянам личную свободу и общегражданские права. Крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, самостоятельно заключать сделки, выступать как юридическое лицо, защищать свои права в суде, поступать на службу и в учебные заведения, жениться по своему выбору, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Освободив крестьян, правительство начало создавать в деревне выборные органы их местного самоуправления.

Вместе с тем права крестьян ограничивались, так как сохранялось общинное землепользование, переделы наделов, круговая порука (особенно при выплате налогов и выполнении государственных повинностей). Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию. Кроме того, полное освобождение крестьян откладывалось на два года - они обязаны были выполнять прежние повинности до 19 февраля 1863 г.

«Положения» регламентировали процесс выделения крестьянам земли и размер наделов. Территория России была условно разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой устанавливался «высший» и «низший» размеры крестьянского полевого надела. В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Их поземельные отношения и объем повинностей закреплялись уставной грамотой на каждое имение. Для урегулирования споров между помещиком и крестьянской общиной привлекались мировые посредники (они же проверяли правильность составления уставной грамоты).

При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался наделом, превышающим высшую норму в полосе, то этот «излишек» отчуждался в пользу помещика. В целом по стране крестьяне получили на 20% земли меньше, чем они обрабатывали раньше. Так образовались «отрезки», отобранные помещиками у крестьян.

Освобождение крестьян и получение ими надельной (общинной) земли было тесно увязано с оплатой ее стоимости, т. е. фактически крестьяне платили не только за землю, но и за личное освобождение. Исключение составляли так называемые дарственные наделы, полученные бесплатно и составлявшие!/4 высшей нормы надела. Получение дарственного надела освобождало от выкупных платежей, но перейти «на дар» крестьянин мог только с разрешения помещика, от власти которого он сразу же освобождался. Большинство дарственников, получивших «нищенские» (или «сиротские») наделы, оказались в крайне бедственном положении и впоследствии неоднократно обращались за помощью к земствам.

Выкупная сделка осуществлялась между помещиком и всей общиной. Накануне реформы стоимость земли была завышена в 1,5 раза по сравнению с прежней рыночной ценой. У крестьян не было денег, необходимых для выплаты всей стоимости земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, была разработана схема, выгодная и помещикам, и государству. По ней крестьяне должны были сами выплатить владельцу земли 20% ее стоимости (деньгами или отработками), а на выплату остальных 80% они получали от правительства ссуду, которую должны были ежегодно возвращать в течение 49 лет в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых. К 1906 г., когда крестьяне упорной борьбой добились отмены выкупных платежей, они выплатили государству 1,54 млрд руб., в 3 раза больше реальной рыночной стоимости земли в 1861 г. 

До уплаты помещику 20% стоимости земли крестьяне назывались временнообязанными - они должны были платить оброк и выполнять барщину. Поскольку помещики не торопились терять даровой труд крестьянства, они во многих случаях тормозили совершение выкупной сделки. Поэтому в ряде районов перевод крестьян на выкуп растянулся на 20 лет. Лишь 28 декабря 1881 г. было издано «Положение», предусматривавшее обязательность перевода крестьян на выкуп и прекращение их временнообязнного состояния.

Реформа 1861 г. имела очень большое значение: она принесла свободу 23 млн крепостных крестьян; расчистила дорогу для социально-экономической эволюции России по капиталистическому пути и модернизации экономики; создала импульс для проведения либеральных социально-политических преобразований и совершенствования системы государственного управления. Современники справедливо называли реформу Великой.

Вместе с тем реформа имела половинчатый характер: тяжесть выкупных платежей обрекала крестьян на нищету; они фактически не получили земли и остались в экономической зависимости от помещиков, сохранивших свою главную собственность. Следовательно, реформа не сняла аграрного вопроса в России, который сохранял свою остроту до начала XX в.

По Манифесту крестьяне получали личную свободу , бывшие крепостные получали возможность не только свободно распоряжаться своей личностью, но и ряд гражданских прав: от своего имени заключать разного рода гражданские и имущественные сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия. Все это давало простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода на заработки. При этом крестьяне оставались неполноправным сословием, они по-прежнему платили подушную подать, подвергались телесным наказаниям, были прикреплены к месту жительства.

Вотчинную власть помещика сменило крестьянское самоуправление, ведавшее сбором податей и мелкими судебными делами. Сельские общества (создаваемые на основе общины) и волостные общества (из нескольких сельских обществ) избирали на сходах начальство – сельских старост, волостных старшин, волостной суд. Крестьянское самоуправление подчинялось непосредственно правительственным чиновникам.

Сохранялось общинное землевладение, регулярные переделы земли между крестьянами, круговая порука в отбывании повинностей. Наделы земли передавались не лично крестьянам, а всей крестьянской общине. Крестьянская община давала каждому крестьянскому двору надел земли во временное пользование. Величина надела устанавливалась по добровольному соглашению между помещиками и крестьянами. Если такого соглашения не было, размер надела определялся законодательно в зависимости от местных условий, прежде всего от плодородия почвы. Европейская Россия была поделена на три полосы – нечерноземную, черноземную и степную. Внутри каждой из полос было еще более дробное деление. Для нечерноземной и черноземной полос устанавливались «высшая» и «низшая» нормы земельных наделов, для степной - «указная» норма. Если до освобождения крестьяне обрабатывали земли больше, чем им полагалось по нормам высшего душевого надела, то земля у них отрезалась. Если их фактические наделы не достигали низшей нормы, то земля к ним прирезалась.

Разрыв между высшей и низшей нормами сделал отрезки правилом, а прирезки - исключением. В то время как отрезка по отдельным губерниям была произведена у 40-65 % крестьян, прирезка коснулась только 3-15 % .

Итоговые данные по черноземному району показывают, что из общего количества крестьян, имевших право на надел (1728967 душ), 864560 (50,1 %) крестьян получили урезанный надел, у 117339 (6,7 %) он увеличился, а 747068 (43,2 %} сохранили свой дореформенный надел в неизменном виде.

Как правило, отрезались наиболее ценные угодья, без которых невозможно существование крестьянского хозяйства; луга, выгоны, водопои и т.п. Впоследствии крестьянин вынужден был арендовать эти «отрезные земли» на кабальных условиях у помещика. Отрезки превратились в эффективное средство давления помещиков на крестьян.



Помещик имел право переносить крестьянские усадьбы на другое место, до перехода крестьян на выкуп обменивать их наделы на свои земли, если в недрах крестьянского надела обнаруживались ценные ископаемые или помещик задумал строить мельницы, заводы и т.д.

В итоге проведения реформы 10 млн. душ мужского пола бывших крепостных получили 34 млн. десятин земли или 3,4 десятины: на душу, а для прожиточного минимума необходимо было иметь в черноземной полосе не менее 5,5 десятины на душу в остальных - 6-8 десятин. У 100,5 тыс. помещиков осталось 69 млн. десятин земли, т.е. в 2 раза больше, чем у крестьян. Совсем не получили земли 724 тыс.дворовых и 137 тыс. крестьян мелкопоместных дворян. Они освобождались бесплатно, но без клочка земли.

Крестьяне наделялись землей принудительно . Закон запрещал в течение 9 лет после его издания отказаться от надела, а по истечении этого срока право отказа было сведено на нет. Это объяснялось тем, что помещики и государство боялись, во-первых, потерять прежние доходы с крестьян и рабочие руки,

во-вторых, необходимо было удержать огромную массу безземельных крестьян в деревне, так как отсутствие фабричной промышленности создавало неразрешимую проблему их трудоустройства в городе, которая могла привести к социальному взрыву.

Крестьянин не мог на надельной земле заводить торги и яр­марки, открывать промышленные заведения. Даже перейдя на выкуп, крестьянин не имел возможности продать свой надел, а сдача последнего в аренду ограничивалась пределами данной общины.



За полученный надел крестьяне обязаны были исполнять оброч­ную или барщинную повинности до тех пор, пока между ними и по­мещиком не будет заключена выкупная сделка. До этого времени крестьяне считались «временно обязанными» , т.е. оставались в экономической зависимости от помещика. Основными повинностями были барщина и оброк.

Барщина ограничивалась 40 мужскими и 30 женскими днями в год, при этом 3/5 отрабатывались в летнее полугодие, остальные - в зимнее. Крестьяне работали не барщине непроизводительно, поэтому крестьянам-барщинникам разрешалось переходить на оброк даже без согласия помещика.

Завершающим этапом освобождения крестьян от крепостной за­висимости являлся перевод их на выкуп путем его капитализации. Размеры выкупной суммы определялись добровольным соглашением либо на основании «Положения». Крестьяне не могли выплатить помещику всю сумму сразу. Государство выступило посредником между помещиками и их бывшими крепостными. Оно предоставило кредит крестьянам в размере 80 % выкупной суммы, если крестьяне получали полный надел, и 75 % при получении неполных наделов. Эта сумма выплачивалась помещикам сразу же при заключении выкупной сделки, остальные 20-25 % крестьяне должны были уплатить помещику по договоренности. Выкупная сумма, выплаченная государством помещикам, затем взыскивалась с крестьян в размере б % в год в течение 49 лет. Таким образом, за это время крестьянин должен был выплатить до 300 % предоставленной ему ссуды.

Перевод крестьян на выкуп начался с I января 1883 г согласно закону от 28 декабря 1881 г. К этому времени не положении временно обязанных оставалось 15 % крестьян. Зависимость выкупа от оброка привела к тому, что он не соответствовал реальной доходности земли. Самые высокие выкупные платежи были в нечерноземной полосе, где доход от земли и ее цена были ниже, чем в черноземной. Несоответствие между выкупом и реальной доходностью земли привело к быстрому накопление недоимок. Выкуп оказался для государства выгодной операцией. Общая выкупная цена за крестьянские наделы была определена в 867 млн. р., в то время как рыночная стоимость этих наделов по ценам 1863-1872 гг. составляла 648 млн. р. К 1907 г. крестьяне выплатили 1,5 млрд. р. выкупных платежей (они были прекращены только с января 1907 г. под влиянием революционных событий).

Естественный прирост населения увеличивал крестьянское малоземелье, при этом земельный надел сохранялся в прежнем размере. Это обстоятельство вынуждало крестьян покупать или арендовать землю у помещиков. С начала 60-х гг. XIX в. до 1910 г. они затратили 2 млрд. р. на покупку частновладельческих земель. Кроме того, крестьяне арендовали у помещиков как минимум 20 млн. десятин земли. На это уходило ежегодно в конце XIX в. не менее 150 млн. р., а в начале XX в, примерно 200-250 млн. р. Следовательно, крестьяне уплатили помещикам несколько миллиардов рублей за аренду земли, то время как рыночная стоимость всего земельного фонда Европейской России составляла в начале XX в. 20 млрд. р., а дворянских земель 4,3 млрд. р. Тяжким бременем для крестьян были отработки помещику за арендованную землю. Отработки не только разоряли крестьян, но и были причиной низкого уровня земледелия.

После отмены крепостного права 4/5 надельных земель оказались в общинном землепользовании. Община несла ответственность, за уплату податей. Она могла отбирать у недоимщиков наделы, подвергать их телесному наказанию по приговору волостного суда, если меры оказались недостаточными для покрытия налогов, вступала в силу круговая порука. Существовавшая в России паспортная система, введенная еще при Петре I, ограничивала возможности свободного передвижения крестьян.

Основные принципы «Положений 19 февраля» были распространены также на крестьян государственных и удельных. В государственной деревне в середине XIX в. было столько же крестьян, сколько и в деревне помещичьей. Первыми по времени были освобождены от личной зависимости удельные крестьяне (в 1858 г.), а их поземельное устройство, повинности и выкуп определялись «Положением» от 26 июня 1863 г. Они получали те наделы, которые имели до реформы. В среднем на ревизскую душу у них пришлось по 4,8 десятины, или в полтора раза больше, чем у помещичьих крестьян. В 1863-1865гг. удельные крестьяне были переведены на выкуп. Закон о поземельном устройстве государственных крестьян был издан в ноябре 1866 г. Они получили в наделы те земли, которые были ранее в их пользовании, но не свыше 8 десятин на мужскую душу в малоземельных и 15 десятин в многоземельных губерниях. На выкупные платежи они были переведены в 1886 г.

Крестьяне, конечно, ждали не такого освобождения, какое декларировалось в царском манифесте, зачитанном во всех церквах 5 марта 1861 г. Сразу же возникли слухи о том, что помещики скрыли настоящую волю, подписанную царем, и разослали поддельные документы. Во многих селах вспыхнули восстания. Наиболее драматическими событиями массового протеста в связи с объявлением воли в великорусском центре были расстрел в Бездне и Черногай-Кандеевское восстание. В селе Кандеевке произошло столкновение крестьян с войсками. Согласно сохранившимся ведомостям было убито 11, ранено 31, 165 крестьян наказано розгами, много сослано в Сибирь. По свидетельству адъютанта генерала Дренякина крестьян так секли, что «клочьями летело живое мясо».

Таким образом, реформа была проведена.

Значение отмены крепостного права:

1.Отмена крепостного права стимулировала развитие капитализма, способствовала подъему экономики.

2.Реформа дала свободу многим миллионам крепостных крестьян, способствовала втягиванию крестьянского и помещичьего хозяйства в рыночные отношения, социальному расслоению крестьянства, формированию рынка вольнонаемного труда, завершению промышленного переворота, переходу к индустриализации страны.

3.Крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Она сохранила помещичье землевладение, крестьянскую общину, различные платежи и повинности, обрекла крестьян на малоземелье. Все это не позволило создать слой мелких земельных собственников.

4.Реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине XIX –начале XX вв.

Важнейшей частью крестьянской реформы была выкупная операция. Сроки ее завершения не устанавливались, и переход крестьян на выкуп закончился лишь к концу XIX в. Правда, большинство крестьян вышло из категории временнообязанных раньше, чаще всего по одностороннему требованию помещиков. Содержание выкупной операции заключалось в установлении той суммы, которую крестьяне должны были платить за надельную землю и личную свободу. Эта сумма прямо не соотносилась с рыночной ценой земли. Она определялась со слов помещика, который указывал доходность своего имения за последние годы. Годовой доход, рассчитанный по максимуму, приравнивался к 6%. Далее вычислялась такая сумма, которая, будучи положена в банк из расчета 6% годовых, ежегодно приносила бы помещику его прежний доход.
При переходе на выкуп крестьяне должны были выплатить помещику сразу или, что бывало редко, в рассрочку около 20% исчисленной выкупной суммы. Это были реальные деньги, которые помещик получал при любых обстоятельствах. Остальную сумму казна выплачивала поместному дворянству ценными бумагами, беря небольшой процент за техническое проведение выкупной операции. Реальная стоимость ценных бумаг — акций, государственных облигаций — при их массовом появлении на рынке не соответствовала номинальной. Она резко падала, и в действительности помещики в редчайших случаях и лишь спустя много лет могли получить всю выкупную сумму. Кроме того, правительство вычитало из нее всю помещичью задолженность казне.
С точки зрения интересов поместного дворянства смысл выкупной операции заключался в сохранении благоприятных условий ведения хозяйства за теми помещиками, чьи хозяйства не находились в залоге, велись рационально и могли, используя полученные средства, приспособиться к новым социально-экономическим отношениям. Мелкопоместное дворянство обрекалось на вытеснение из хозяйственной жизни и должно было, получив на руки сравнительно большие для себя суммы, искать выход в военной или статской службе. Начался знаменитый процесс «оскудения дворянства», упадка дворянской культуры и запустения дворянских гнезд.
Кредитуя поместное дворянство, казна не оставалась в проигрыше. Крестьяне обязаны были выплачивать всю исчисленную выкупную сумму государству ежегодно в течение 49 лет. Выкупные платежи легли тяжелым финансовым бременем на крестьянское хозяйство, а сложное исчисление процентов на крестьянские недоимки привело к тому, что к моменту прекращения выкупных платежей в разгар Первой русской революции крестьяне выплатили сумму, которая примерно вдвое превышала расчетную и втрое — рыночную цену земли на момент освобождения. Долговременное финансовое закабаление крестьянства препятствовало развитию рыночных отношений в деревне, до предела обостряло социальные противоречия и было, вероятно, главной ошибкой проводившей крестьянскую реформу либеральной бюрократии.
Крестьянское самоуправление. «Положение февраля» сохраняло общину, укрепляло общинное землевладение и вводило крестьянское самоуправление. На сохранении общины особо настаивали, исходя из славянофильских представлений, Самарин и Черкасский. В общине либеральные бюрократы видели средство, которое может предотвратить обнищание и пролетаризацию крестьянства, даст возможность избежать социального взрыва. Общинные порядки должны были заменить собой прежнюю сильную власть помещика над крестьянами. Общинная круговая порука облегчала сбор платежей и исполнение повинностей. Никто из творцов реформы, и менее всего Самарин, не предполагал длительного сохранения института общины.
Крестьянское самоуправление начиналось с сельского схода, на котором крестьяне-дворовладельцы избирали сельского старосту и представителей на волостной сход. Сельский сход устанавливал правила общинного землепользования, определял сроки передела земли. Волостной сход ведал составлением рекрутских списков и очередностью рекрутской повинности. Он же избирал старшину и создавал выборный волостной суд, действовавший на основе обычного права. Крестьянское самоуправление не было гарантией от помещичьего произвола, но в определенной мере служило росту крестьянского самосознания.
На началах «Положения 19 февраля» в 1863-1866 гг. были проведены крестьянские реформы в Закавказье, Царстве Польском и в Бессарабии, осуществлено поземельное устройство государственных и удельных крестьян.
Получив свободу, крепостные крестьяне были крайне недовольны условиями «воли». Они отказывались от составления и подписания уставных грамот, веря, что взамен «подложной воли», которую им даровали помещики, они скоро услышат о подлинной «царской воле». Эта вера породила идею «слушного часа», наступление которого ожидали к 19 февраля 1863 г. — именно так крестьяне понимали двухлетний срок введения в действие «Положения 19 февраля».
Произвольное толкование этого документа крестьянином Антоном Петровым вызвало в апреле 1861 г. многотысячное выступление крестьян, центром которого было село Бездна Казанской губернии. При усмирении восставших воинской командой погибло, по официальным данным, около 100 человек. А. Петров был расстрелян по приговору военно-полевого суда.
В 1862-1863 гг. крестьянам приходилось силой навязывать уставные грамоты, их сопротивление было сломлено после того, как они убедились, что никакой новой воли не будет и разуверились в «слушном часе». Размах крестьянских волнений после отмены крепостного права оказался меньшим, чем опасались власти. Однако потенциал крестьянского недовольства был громаден и нашел свой исход в событиях начала XX в.
19 февраля 1861 г. было важнейшим событием в жизни России XIX в. Падение крепостной системы изменило основы российской государственности. Освобождение крестьян вело за собой преобразование всех социально-экономических отношений, меняло социальную структуру и правовые отношения. Его ближайшим следствием стали другие реформы, проведенные правительством Александра И. Значение крестьянской реформы отлично понимали современники. Славянофильская газета «День» писала: «19-м февраля 1861 года начинается новое летоисчисление русской истории».

§ 21. Великая реформа 1861 г. и выкупные платежи.

Но уменьшение дворянских земельных богатств, как таковое, еще не говорить о том, что экономическая мощь дворянского землевладельческого класса падает, если оно сопровождается переходом в дворянские руки огромных денежных капиталов, и доход от земельной ренты заменяется процентом на полученный капитал. Действительно, в руки дворянства после 1861 г. перешли и переходят огромные суммы. Те самые земли, которые ушли и уходят из рук дворянства, уходят не даром, т. к. они; превращались и превращаются в деньги. Во-первых, как известно, за земли, отошедшие от помещиков к крестьянам при освобождении, владельцы их получили выкуп. Далее, во-вторых, дворянские земли, продаваемые их владельцами, дали и дают приток в их руки тоже огромных денег, которые, благодаря деятельности Крестьянского Банка и ненасытной крестьянской нужде в земле, сильно, вздувается. Наконец, в-третьих, в руки дворянства же, перешли огромные капиталы, занятые им в разных земельных банках под земельные владения и все эти капиталы, данный общественный класс, если он действительно жизненный, тоже может пустить в оборот и “на деньгах наживать деньгу”.

Посмотрим, что говорят цифры о притоке денег “в собственность землевладельческого класса”, во-первых, о выкупных платежах, во-вторых, о займах, сделанных гг. дворянами под залог своей земли, т. е. о задолженности дворянского землевладения, в-третьих, о капиталах, перешедших в руки вымирающего сословия посредством продажи земли.

Накануне освобождения по десятой ревизии числилось к 1 января 1858 г. всех дворян землевладельцев свыше 103.000 чел., из которых было больше одной трети, - а именно 41.000 таких, у которых насчитывалось крепостных крестьян не больше как по 20 душ; помещиков крупных во всей России было всего лишь 1.400 чел., у которых в полном их владении было более 3.000.000 душ. Как известно, освобождение крестьян было решено с землей, которую, как известно, им не дарили, а перевели на выкуп. Впрочем, далеко не все крепостные были освобождены с землей. Во-первых, было решено всех дворовых освобождать без всякой земли. Это составляло, по ревизии 1858 г., 720.000 душ. Во-вторых, по почину воронежского губернатора, князя Гагарина, который предложим правительству “даровать помещикам право освобождать крестьян целыми селениями без условий”, т. е. не требуя с них никакого выкупа, но и без всякой земли, или с самым маленьким “дарственным наделом”, образовался особый разряд крестьян “дарственников”, получивших даровые наделы. То, о чем писал князь Гагарин в своей записке, как известно, стало законом, и по “Положению” 1861 г. помещик мог, по “добровольному” соглашению с крестьянами, подарить им часть их надела, включая усадебную оседлость, но с таким расчетом, чтобы этот дарственный надел был не меньше одной четверти того размера для наделов, какой указан в законе. За это, как известно, крестьяне дарственники должны были отказаться от своих прав на остальную землю, - ту, которую они обрабатывали до 1861 г. На даровой надел вышло около 640.000 душ бывших помещичьих крестьян. Таким образом, 640.000 дарственников и 720 тыс. бывших дворовых, а всего 1.360.000 ревизских душ было освобождено в 1861 г. без земли или с ничтожным даровым наделом. Остальные помещичьи крестьяне за свой надел должны были выплачивать выкуп.

Посмотрим теперь, какие суммы должны были перейти к землевладельческому классу, благодаря освобождению крестьян. За землю, от них отошедшую, они должны были получить выкуп, по расценке, сделанной правительством совместно с ними, и ими же произведенной. Земля эта была оценена в 897 миллионов, но так как крестьяне не могли уплатить все эти деньги сразу, то правительство взяло на себя расплату с собственниками, крестьянам же сделало рассрочку, разложив уплату этих миллионов на 49½ лет. Но и рассрочку эту крестьяне получили не даром, а из 5% годовых. Кроме того, крестьяне должны были платить небольшой процент погашения и оплачивать ведение дела. Вот самая суть выкупа. Некоторый детали его и самый ход дела видны из нижеследующего.

Освобождение крестьян и связанная с ним выкупная операция в экономической истории России имеет столь огромное значение, что на этом нельзя не остановиться, т. к. ею не только характеризуется социальное значение данного общественного класса и его историческая роль, но и объясняются в значительной степени все позднейшие исторические события. Как известно, крестьяне в течение 45 лет (1861‑1906 г.) выкупали свои земли не только от землевладельцев дворян, но и от других собственников, а именно уделов и казны. Вся выкупная операция, к моменту своего наибольшего развития достигла следующих размеров.¹*

Выкупная операция состояла в следующем: для выкупа земли, поступавшей в пользование крестьян по уставной грамоте, правительство выдавало помещикам выкупные ссуды в размере ⅘ того оброка, какой владельцы получали со своих крестьян до освобождения, капитализированного из 6%, при полном наделе, и в размере ¾ при наделе не полном. Правительство выдавало помещикам эту ссуду на руки разного рода процентными бумагами, обязательствами, приносящими от 5 до 5½% роста, крестьяне же должны были выплачивать свой долг за отошедшую к ним землю не в руки помещикам, а казне, и эти-то уплаты их и называются “выкупными платежами”. Крестьяне уплачивали их ”взамен следовавшего помещику за эту землю оброка, по 6 коп. за каждый рубль назначенной правительством ссуды, впредь до погашения оной” (стр. 113 “Положения о выкупе”). Другими словами, казна от себя рассчитывалась с помещиками и крестьянами в их платежах, от себя же делала крестьянам рассрочку, но за эту рассрочку с них же шел и процент: из этих 6 копеек пятачок составлял оплату роста (5% на рубль), процент на капитал, уже полученный от казны помещиками в виде процентных бумаг, затем ½ копейки с рубля назначались на погашение крестьянского долга, а остальные ½ копейки взимались на покрытие расходов по управлению, а также “особых расходов и потерь” (статья 143), т. е. на вознаграждение чиновников, ведавших выкупным делом. Срок погашения устанавливался для крестьян 49‑летний. Из этого видно, что, кроме тех денег, каких стоила земля, крестьянин должен был платить еще, кроме того 5½%, которые и шли, во 1‑х, владельцам процентных бумаг, которыми правительство рассчиталось с помещиками, т. е. собственникам денежного капитала, и, во 2‑х, чиновникам. Капиталисты получали с них доход под видом процента на бумаги, чиновники - под видом жалования. Но и это еще не все. Кроме выкупных платежей, крестьяне первое время должны были во всех случаях выплачивать еще ежегодно, до выхода на выкуп, в виде оброка или же отработкой помещикам (издельная повинность) еще некоторую сумму, на 25% или на 33% превышающую годичный выкупной платеж, а затем, в некоторых случаях, в момент выхода на выкуп, кроме того и особую доплату, размер которой зависел от соглашения с помещиками. Общую сумму этих доплат мы совершенно не знаем³*, но они, наверное, были очень значительны. Их нужно прибавить к тем 1.574.000.000 руб., которые выплачены крестьянством в пользу землевладельцев, капиталистов и казны. Но гораздо важнее была та доплата, которую внесли крестьяне в виде оброка за годы, предшествующие выходу на выкуп. Сумма эта составляет не менее 527.000.000 руб., переплаченных, или, по крайней мере, подлежавших уплате со стороны крестьян, без всякого влияния на понижение их выкупного долга: этим путем крестьяне уплатили помещикам огромную сумму, составляющую более одной трети всех выкупных платежей за все время взимания последних.⁴* Всего крестьяне уплатили выкупных платежей или должны были уплатить оброка помещикам:

ПЯТИЛЕТИЯ

Внесено выкупных

Следовало уплатить оброку

Сумма выкупных и оброка

За пятилетие

В среднем за год

За пятилетие

В среднем за год

За пятилетие

В среднем за год

Эта таблица, составленная Д. И. Шаховским, дает наглядную картину всей суммы главных платежей бывших помещичьих крестьян за поступившую в их надел землю. Но это только цифры, выражающие первоначальный долг, в который еще не входят %. Всего было уплачено одними только помещичьими крестьянами своим бывшим владельцам (и это не считая оброка) 1.541.204.000 руб., - более полутора миллиарда. Кроме того, было еще внесено ими же за это время 24.156.000 руб. досрочного погашения. Таким образом, за землю, которая оценена в 897 миллионов крестьяне уплатили более 1.574.000.000 руб., т. е. почти вдвое. Часть этой суммы перешла к владельцам земли, помещикам, другая часть в государственную казну. Общая же сумма и выкупных и оброка вместе, за все время выкупа, составила более двух миллиардов рублей, крестьянством действительно и выплаченных из своего более чем скудного хозяйства. Хотя в законе и не было сказано, что крестьяне должны выкупать не только надельные земли, но и свои, дотоле крепостные души, - этой огромной суммой, заработанной трудом рук своих, они оплатили, как единогласно признает целый ряд исследователей, и выкуп земель, и выкуп душ. Оставляя пока в стороне крестьянские платежи капиталистам (5%) и чиновникам (½%), посмотрим, по какой расценке крестьяне покупали свою землю. Об этом позволяет судить следующая табличка, составленная А. Лосицким⁶* который сопоставил выкупную стоимость надела с обыкновенными продажными ценами на землю за годы 1854‑58 (до освобождения) и 1863‑72 (во время выкупа).

Из этого видно, что, для выкупа, наделы были расценены гораздо дороже, чем сколько они стоили в это время, как в черноземных, так и в нечерноземных губерниях, и вместо того, чтобы заплатить за земли в этих губерниях 180 и 284 миллиона рублей, крестьянам пришлось покупать ее за 684 миллиона (342 и 342).

Другими словами, крестьяне черноземных и нечерноземных губерний переплатили при освобождении в пользу землевладельцев-дворян 220 миллионов рублей. В губерниях черноземных закон о выкупе установил земельную цену на 57% дороже, чем какая стояла в 50‑х годах, а в губерниях нечерноземных - на 127% выше (т. е. более, чем в 2¼ раза). История крестьянской реформы показывает, какое участие сыграли в этом деле землевладельцы (например, кн. Гагарин, гр. Панин и др.), входившие в состав правительства того времени. Из этого видно, что закон, написанный при их участии и под их влиянием, принял интересы землевладельческого дворянства под свою защиту. Подобным же образом, произошла переплата и под видом процента за рассрочку крестьянам их выкупного долга. Как сказано, размер выкупных платежей был установлен в 6% этой преувеличенной расценки за земли (5% роста, ½% на погашение и ½% на расходы по ведению дела). Эти 6% и взимались с крестьян вместе с выкупными платежами. Но, говорит Д. Шаховской, “само правительство никогда не платило этих 5% за свои обязательства по выкупной операции”. Оно лишь напечатало процентные бумаги и гарантировало их. Правда, оно выпускало и 5% банковые билеты и другие обязательства, оплачиваемый тем же процентом, а на 90 миллионов выданы были даже обязательства из 5½%. Но зато, из всей суммы выкупного долга в 900 миллионов, около одной трети (315.000.000) были удержаны с помещиков на покрытие их прежних долгов разным кредитным учреждениям, а эти долги оплачивались не 5%, а только 4%, долг же в 5½% в 1891 г. был заменен 4% рентой, как и долг в 5% (за вычетом купонного сбора - 3,8%). Таким образом, выкупная операция оказалась не только доходной землевладельческому дворянству, но и правительству, в состав которого входило, особенно в верхних слоях его, главным образом оно же. Оказался чересчур велик и ежегодный полупроцентный платеж крестьян на расходы по ведению дела: в среднем, на эти расходы пошло не 0,5%, а всего лишь 0,05, т. е. в десять раз меньше того, что было взыскано с крестьян на это дело. Ежегодный избыток поборов в пользу чиновников, ведущих дела, над расходами, составлял круглым счетом 2.554.892 руб. в год. Значить, и здесь за все 15 лет было переплачено крестьянами более 38 миллионов. Часть этих денег ушла на уплату долга кн. Витгенштейна, другая в ссуду ”Обществу поземельного кредита”. Правда, от времени до времени выкупные платежи складывались с крестьян, но, сравнительно с общей суммой, эти скидки и сложения были незначительны. Лишь 3 Ноября 1905 г. явился манифест об отмене выкупных платежей, которая произошла, несомненно, под влиянием все меньших и меньших поступлений их от крестьян, экономическое положение которых после 1861 г. стало быстро падать под тяжестью этих же платежей. Так, например, в 1905 г. казна ожидала получить с быв. помещичьих крестьян 89,3 миллиона рублей, получено же было всего лишь 54,5, т. е. на 40% меньше. Стало очевидным даже для самих землевладельцев, что с выкупным бременем крестьяне, действительно, не в силах справиться, как это и признал еще в 1903 г. Шванебах, и 17 дней спустя после манифеста 17 Октября выкупные платежи были отменены. Но недоимки, накопившиеся на крестьянах за прошлые годы, отменены при этом все-таки не были и взыскиваются кое-где в пользу помещиков и казны и до сих пор. Так, еще в 1907 г. за быв. помещичьими крестьянами насчитывалось 22.395.000 руб. долга. В 1907 г, крестьяне уплатили выкупных платежей 507.600 руб. в 1910 г. - 720.000.⁷* Вышеизложенное показывает, какие суммы перешли за время 1861‑1906 годов под видом выкупных платежей, к землевладельческому дворянству. Посмотрим теперь, что дало освобождение крестьян другим собственникам.

В 1863 г. вышел закон о выкупе земли у крестьян удельных, к которым отошло от удельных владений 3.983.000 дес. в Европ. России, а всего около 4½ миллионов десятин. Первоначальная выкупная ссуда им была в 51 миллион рублей, но позднее понижена до 48.659.000 руб. Стоимость земли, отошедшей при этом к удельному ведомству, была ему немедленно уплачена казною, которая и здесь сделала для крестьян, со своей стороны, рассрочку, назначив себе за это тоже 5%. До 1907 г. крестьянами было уплачено в погашение долга более 183 миллионов рублей. Из земель, находящихся в ведении Кабинета Его Величества, отошло до 168.000 ревизских душ крестьян на оброк, этот оброк был отменен 19 Января 1899 г. До этого года крестьяне выплачивали 1.300.000 руб. ежегодно; с 1899 г. прежний оброк был заменен “государственной оброчной податью”, которой стало насчитываться 1.535.000 руб. ежегодно. В 1904 г. все платежи крестьян были заменены “земельным сбором”, по 22 коп. с десятины, что дает около 3 миллионов ежегодно. Департамент окладных сборов Министерства Финансов следующим образом исчисляет доходность удельных земель по 36 губерниям, в которых уделам принадлежит всего 5.558.442 десятин, не считая 1.536.000 дес. в Арханг. губернии, доходность которых не может быть установлена за неимением сколько-нибудь прочных данных о ценах на земли в этой губернии. По мнению департаментского издания, ценность удельных земель может быть определена на основании определенных рыночных цен на землю, в сопоставлении их с размерами владений, в 262.489.779 руб., а ежегодный доход с них в 15.749.387 руб.⁸*

В 1887 г. начался выкуп у крестьян государственных. Земли, к ним отошедшие при этом, были оценены правительством в 1.057.000.000 руб. В некоторых местностях цены на эти земли были назначены еще более высокие, чем какие платили крестьяне помещичьи. И в этом случае крестьянам была сделана рассрочка платежа, за которую те должны были платить по 4,17%. До 1887 г. государственные крестьяне платили в казну оброчную подать 36½ миллионов рублей. С этого года было наложено на них 53½ миллиона выкупных платежей, в том числе около 24 за земли, и 29½ миллионов рублей процентов. В промежуток времени 1887‑1902 г.г. государственными крестьянами было уплачено землевладельцу-казне 706 миллионов рублей, но за ними еще оставались непогашенными долги 799.000.000 руб., которых было бы еще больше, если бы им не было сложено по разным случаям 81 миллион руб. За 45 лет казна, как самый крупный землевладелец, получила с государственных крестьян 1.570.189.000 руб. выкупа за земли, стоившие 652 миллиона; кроме того в 1906 г. крестьянам предстояло приплатить к этой сумме еще не сложенных с них платежей 15.954.500 руб.

Всего уплачено государственными крестьянами за время 1861‑1907 г. разным землевладельцам почти два и три четверти миллиарда рублей.

¹* Кн. Д. И. Шаховской. Выкупные платежи. Великая реформа, т. VI, стр. 105 и след.

²* В эти цифры входят не только данные о крестьянах Европейской России, но и других частей империи, впрочем, очень немногочисленные относительно.

³* Д. Шаховской. Там же, стр. 107.

⁴* Там же, стр. 108.

⁵* Данные относятся лишь к одному 1882 г.

⁶* Цитата у Д. Шаховского. Великая реформа, т. VI, стр. 116.

⁷* Покровский. Гос. бюджет России за 1901‑1910 г. СПб. 1911 г. стр. 30.

⁸* Опыт исчисления народного дохода. Печ. по распоряжение Департамента окладных сборов. СПб., 1906 г., стр. ХII.

Выкупная операция

Выкупная операция - государственная кредитная операция, проведённая правительством Российской империи в связи с уничтожением крепостного права (Крестьянская реформа 1861 года). Операция была проведена с целью способствовать переходу надельной земли в собственность крестьян. До выкупа крестьяне, оставаясь лично свободными, продолжали расплачиваться за пользование помещичьей землёй через барщину и оброк (так называемые «Временнообязанные крестьяне »).

Суть операции

Выкупная операция осуществлялась согласно «Положению о выкупе»: «правительство ссужает под приобретаемые крестьянами земли определенную сумму, с рассрочкою уплаты ее на продолжительный срок» (ст. 4-ая). Для получения средств на ссуды правительство выпустило особые процентные бумаги, как это бывает при обыкновенном долгосрочном кредите. Рассрочка была установлена в 49 1/2 лет с ежегодной выплатой крестьянами правительству 6% от суммы задолженности.

Правительство принимало на себя уплату процентов и капитала по выданным помещикам процентным бумагам, а крестьяне делались из временнообязанных крестьянами-собственниками и становились в непосредственное отношение к правительству по уплате процентов и погашения по выданным выкупным ссудам.

Правила выкупа

Крестьяне могли выкупить усадьбу независимо от согласия на то помещика; но при выкупе одной усадьбы выкупную сумму, исчисленную на основании 13 - 19 статей Положения о выкупе, должны были внести сами крестьяне сполна. Выкупная ссуда имела место только при приобретении крестьянами усадебной оседлости вместе с полевыми землями и угодьями. С заключением выкупной сделки обязательные поземельные отношения крестьян к помещикам прекращались.

Выкуп же земли, как общее правило, был поставлен в зависимость от взаимного добровольного соглашения между помещиком и крестьянами. Рядом с этим, выкуп мог быть для крестьян также и обязательный, по требованию помещика; но в последнем случае размер вознаграждения определялся только выкупной ссудой, и помещик терял право на дополнительные платежи. О дополнительных платежах, которые всецело зависели от соглашения между помещиками и крестьянами, статистических данных нет, а потому в настоящее время нельзя выяснить точно действительную стоимость выкупленных крестьянами наделов (по данным БСЭ, дополнительные платежи составляли обычно 20-25 % выкупной ссуды). Для определения размера выкупной ссуды и выкупных платежей делалась выкупная оценка следующим образом. Годовой оброк, установленный в пользу помещика за отведенный в постоянное пользование крестьян надел, капитализировался из шести процентов, то есть помножался на шестнадцать и две трети. Из исчисленной таким образом капитальной суммы, которую называли выкупной оценкой, помещику выдавалось 80% (при приобретении крестьянами полного по уставной грамоте надела) или 75% (при уменьшенном наделе); иногда же допускалась и ссуда полностью (статья 67 Положения о выкупе).

Из 6% ежегодной выплаты 1/2% предназначалось правительством для покрытия расходов по организации и ведению выкупной операции, а остальные 5 1/2% - на уплату процентов по выданным помещикам процентным бумагам и на погашение выкупного долга.

Положение о выкупе допускало также досрочное погашение (статьи 165, 169, 162; 161, 162 и 115). Из этих статей в особенности большое практическое значение имела 165 статья, по которой каждый отдельный домохозяин имел право внести выкупную сумму, следующую с него по расчёту, за находящейся в его пользовании надел, и требовать затем выдела ему соответственного участка, который становился его частной собственностью. Эта статья расшатывала общинное землевладение . Выкуп по 165 стaтье в конце XIX века прогрессивно возрастал: до 1882 года было выкуплено 47 735 душевых наделов в количестве 178 тысяч десятин, а к 1887 году цифра эта поднялась до 101 413 душевых наделов, в количестве 394 504 десятин, то есть за 6 лет (1882-1887) выкуплено больше чем вдвое наделов и земли против того, сколько было выкуплено за 20 предшествовавших лет.

Размер выкупных платежей

Выкупные платежи стали для крестьян самой тяжёлой формой прямых налогов; их размер зависел от прежде существовавшего оброка. Однако, выкупные платежи, как можно видеть по способу их исчисления, были меньше оброчных. Эффективно развитие выкупной операции было равносильно замене бессрочных, возвышаемых через каждые 20 лет оброчных платежей за землю, находящуюся только в постоянном пользовании, относительно умеренными срочными платежами за ту же землю, переходящую в собственность крестьян.

В нечернозёмных промысловых губерниях имела место несоразмерность выкупных платежей за землю, определённых на основе оброка (который крестьяне уплачивали, занимаясь отхожим промыслом) со сравнительно низкой ценностью и доходностью земли. В этих губерниях требование помещиками выкупа представляло для них прямой экономический расчет, так как помещик, несмотря на сопряженный с этим отказ от дополнительных взносов и потерю на курсе в процентных бумагах (если он желал реализовать в деньгах выкупную ссуду), в сущности как бы продавал крестьянам землю за цену, далеко превышавшую действительную ее стоимость. На 1877 год число сделок по требованию помещиков почти вдвое превышало число сделок по обоюдному соглашению, что несомненно доказывает, что оброчные платежи и основанная на них выкупная стоимость наделов были, в общем, гораздо выше действительной ценности и доходности земли и что выкупная операция была весьма выгодною для помещиков. По относительному проценту выкупных сделок, совершенных по требованию помещиков, на первом месте стояли все промысловые губернии, где более половины выкупных сделок были совершены по требованию помещиков.

Несмотря на сделанное по закону 28 декабря 1881 г. значительное понижение выкупных платежей бывших помещичьих крестьян, выкупные платежи бывших государственных крестьян в большинстве губерний были на 20 и более процентов ниже, чем у бывших помещичьих крестьян.

Роль операции в снабжении помещиков капиталом

Крестьянская реформа привела к коренному изменению в способе хозяйничанья или извлечения дохода из земли. Даровой труд отменялся, надо было рассчитывать на наемных рабочих, которые не могли довольствоваться одною натуральной платой. К этому присоединялась еще прежняя задолженность русского землевладения, с одной стороны, и ликвидация, с 1859 года, старых кредитных учреждений - с другой. Ко времени крестьянской реформы в государственных кредитных установлениях состояло в залоге 44 166 имений, на которых числилось долгу 425 503 061 р. При такой громадной задолженности, свидетельствующей о большой нужде помещичьего класса в деньгах, приостановление Высочайшим повелением 16 апреля 1859 года, в видах преобразования государственных кредитных установлений, выдачи из них ссуд под залог помещичьих населенных имений, вызывало настоятельную нужду в новом источнике займов. Устройство частных земельных банков началось только с 1864 году, а до этого времени, с 1861 года, выкупная операция представляла единственный изобильный источник удовлетворения потребности помещиков в капитале.

Положение допускало перевод помещичьего долга прежним кредитным установлениям на надельные земли крестьян, состоявших на оброке, причем с остальной земли снималось запрещение; но этот способ был все-таки менее удобен с точки зрения получения под залог имения возможно большей ссуды, потому что перевод долга допускался лишь в размере 70% выкупной ссуды.

Задолженность дворянского землевладения значительно облегчила финансовую сторону выкупной операции, так как при переводе помещичьих долгов кредитным установлениям на крестьянские наделы не требовалось выпуска процентных бумаг на всю сумму выкупной ссуды. По балансу операции на 1 января 1881 года, на 748 531 385 р. 29 к. выкупной ссуды приходилось 302 666 578 р. 88 к. долга помещиков бывшим кредитным установлениям.

Обязательный выкуп

Действие причин, заставлявших помещиков соглашаться на выкуп или требовать его, с течением времени постепенно ослабевало, так что к 1880-м годам временнообязанных крестьян оставалось еще свыше 15%. Наибольшее число временнообязанных крестьян оставалось в тех местностях, где помещику казалось невыгодным требовать выкупа или согласиться на выкупную сделку при условиях, желательных для крестьян. Положение временнообязанных крестьян, по собранным правительством сведениям, оказывалось крайне неудовлетворительным и в общем гораздо худшим, чем положение крестьян-собственников в той же местности - а между тем надеяться на добровольный выкуп с каждым годом становилось труднее. Временнообязанные отношения крестьян грозили в некоторых местностях превратиться в вечнообязательные. Ввиду такого положения дела, правительство установило, законом 1881 года, обязательный выкуп, с 1 января 1883 года, для всех крестьян, остававшихся еще к тому времени во временнообязанных отношениях.

В 9 Западных губерниях (Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской, Витебской, Могилевской, Киевской, Подольской и Волынской) обязательный выкуп был введен указами 1863 года. Применение его началось для некоторых местностей этой области с мая и сентября 1863 года, для других - с 1 января 1864 года.

На Кавказе и в Закавказье обязательный выкуп был введён только в 1912-1913 годах.

Выкуп земли удельными и государственными крестьянами

Кроме бывших помещичьих крестьян выкуп земель, в силу особых законов и на несколько иных основаниях, был распространен и на две другие обособленные группы: на крестьян удельных и государственных . По положению 26 июня 1863 года о поземельном устройстве крестьян государевых, дворцовых и удельных имений, все находившиеся в пользовании этих крестьян земли были предоставлены им не в постоянное пользование, как при наделении помещичьих крестьян, а в собственность, с применением обязательного выкупа. Удельное ведомство предоставило крестьянам в собственность те земли, которые находились в их пользовании, не увеличивая прежних платежей, а обращая их в выкупные, платимые в течение 49 лет. Для определения выкупной суммы, следующей с удельных крестьян, их прежний оброк за отведенные им земли капитализировался из 6% (умножались на 16 2/3); с полученной таким образом выкупной суммы крестьяне должны вносить в течение 49 лет в доход удельного или дворцового ведомства по 6 коп. с рубля. Таким образом, выкуп земель бывшими удельными крестьянами был совершён без посредства выкупной операции, то есть без выдачи уделу капитальной суммы процентными бумагами.

Вначале по положению 24 ноября 1866 года о поземельном устройстве бывших государственных крестьян, за этими крестьянами были закреплены в постоянное пользование их наделы, с платежом так называемой оброчной подати (и лесного налога за лесные наделы), устанавливаемой в неизменном размере на каждые 20 лет. Таким образом, первая переоброчка должна была наступить в 1886 году; но с приближением этого срока было решено оброчную подать превратить в выкупные платежи. Мнение государственного совета от 28 мая 1885 преобразовало оброчную подать на основаниях, необходимых для окончательного ее выкупа в сорокачетырехлетний срок, с 1 января 1887 года, с тем, чтобы общая сумма имеющих заменить ее выкупных платежей превышала не более чем на 45 процентов нынешнюю общую сумму этой подати и чтобы распределение выкупных платежей между селениями было, по возможности, соразмерно с ценностью и доходностью состоящих в их распоряжении наделов.

Ход операции

Наибольшее число выкупных сделок было заключено в первое время по освобождении. К 1864 году из всего числа бывших крепостных приступило к выкупу 16,7%.

На 1 января 1877 года в 39 губерниях, состоящих на общем положении, число утвержденных выкупных сделок было 61 784; из них состоялось по соглашению с помещиком 21 598 (35%) и по одностороннему требованию помещиков 40 186 (65%).

3 ноября 1905 года (при председателе Совета министров С. Ю. Витте , главноуправляющем землеустройством и земледелием Н. Н. Кутлере) были выпущены Высочайший манифест и сопрововождающий его указ , по которым выкупные платежи бывших помещичьих крестьян с 1 января 1906 года уменьшались наполовину, а с 1 января 1907 года отменялись полностью. Это решение было чрезвычайно важным и для правительства, и для крестьян. Государство отказалось от крупных бюджетных поступлений, причем в тот момент, когда бюджет имел значительный дефицит, покрывавшийся внешними займами. Крестьяне получили налоговую льготу, распространявшуюся на крестьян, но не на прочих владельцев земли; после этого налогообложение всех земель более не зависело от того, к какому сословию принадлежали их собственники. Хотя крестьяне более не платили выкупных платежей, помещики, сохранившие выкупные обязательства государства (к тому моменту имевшие вид 4 % ренты), продолжали их получать.

Отмена выкупных платежей превратила всю выкупную операцию из прибыльной для бюджета в убыточную (суммарный убыток по выкупной операции составил 386 млн руб.). Было сложено 1.674.000 тыс. рублей долга, подлежащих выплате в рассрочку на различных условиях (выплаты по некоторым долгам должны были продолжаться до 1955 года) , при этом текущие выпавшие доходы бюджета составляли около 96 млн руб. в год (5.5 % от доходной части бюджета) . В целом, отмена выкупных платежей представляла собой крупнейшую финансовую жертву государства, направленную к решению аграрной проблемы. Все дальнейшие правительственные мероприятия уже не имели столь затратного характера.

Отмена самих выкупных платежей была более конструктивным мероприятием, чем многократно производимое ранее аннулирование неустоек по просроченным платежам (представлявшее собой прямое стимулирование задержек выплат). Однако и это мероприятие поставило общины, выплачивавшие выкупные платежи с задержками и отсрочками, в более выгодное положение, чем общины, завершившие выкуп досрочно. В результате, данное мероприятие было воспринято крестьянами более как отступление правительства перед натиском аграрных волнений лета 1905 года, чем как полезная субсидия. Невыполнение законных обязательств получило некоторую награду, и это послужило одной из причин того, что данная мера (самая дорогостоящая из всех принятых) не достигла главной цели - аграрные волнения к лету 1906 года возобновились с ещё большей силой (см. далее).

Принципиальным следствием отмены выкупных платежей была потенциальная возможность дальнейшей реформы землевладения. Сельские общества как коллективные владельцы земли и владельцы подворных участков и ранее могли располагать своей землей достаточно свободно, но только при условии, что был завершен её выкуп (или же она была куплена в ходе частных сделок уже после наделения), в противном случае любые операции с землей требовали согласия государства как кредитора. При отмене выкупных платежей сельские общества и владельцы подворных участков улучшили качество своего права собственности .

В других странах

Выкупной операцией в российской литературе назывался выкуп земельных прав у помещиков в разных странах, в том числе:

Примечания

Источники

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Выкупная операция - статья из Большой советской энциклопедии

Из статьи:

  • Лосицкий А., Выкупная операция, СПб. 1906
  • Зайончковский П. А., Отмена крепостного права в России, 3 изд., М ., 1968.