Расходная часть государства. Государственный бюджет, структура и порядок его принятия - реферат. Структура расходной части бюджета

Центральным звеном всей финансовой системы является госбюджет . С его помощью гос-во осуществляет распределение и перераспределение ВНП между территориями, отраслями и сферами народного хозяйства. С одной стороны, бюджет – это совокупность финансовых ресурсов, которыми располагает эконом. субъект (гос-во, территория, предприятие, семья); с другой – бюджет – это соотношение между доходами и расходами эконом. субъекта в течение определенного времени, обычно года.

Госбюджет – это централизованный фонд денежных средств, которым располагает правительство, использующее его на финансирование народного хоз-ва, содержание аппарата управления, обеспечение обороны, осуществление соц. политики, развитие науки, культуры, образования. Госбюджет выступает в качестве материального средства реализации функций гос-ва. В процессе использования централизованных денежных средств складываются бюджетные отношения . Они представляют собой финансовые отношения, которые возникают между гос-вом, с одной стороны, и предприятиями, организациями и населением – с другой.

Перераспределение ВНП при помощи бюджета осуществляется путем особых эконом. форм в виде доходов и расходов. Доходы бюджета формируются за счет источников, которые делятся на внутренние и внешние. К внутренним относятся доходы, которые связаны с внутренним (нац.) про-вом товаров и услуг. Доходы включают в себя такие компоненты, как:

Налоги (обязательные платежи, взимаемые в гос. или местный бюджет с физических и юридических лиц);

Сборы (платежи за право торговли, за парковку автотранспорта, курортные сборы, акцизные сборы, таможенные пошлины и т. д.).

Внешние источники – это доходы в виде заемных средств, предоставляемых др. гос-вами или м/н организациями.

Расходование бюджета осуществляется путем распределения и использования бюджетных средств на нужды хоз-ва и на выполнение функций гос-ва. С учетом общественных нужд бюджетные средства могут выделяться: на нужды народного хоз-ва; на социально-культурные мероприятия; на оборону; на управление.

Расходы подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет текущих расходов входят расходы на текущие нужды. В бюджет развития включаются средства, предназначенные для инвестиций, связанных с социально-эконом. развитием территорий, с инновационной деятельностью, с осуществлением крупных эконом. программ.

Бюджетная система – это совокупность используемых в стране бюджетов, основанных на определенных принципах и юридических нормах, с учетом гос. устройства.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего национально-гос. или административно-территориального образования, используемый для проведения сопоставимых расчетов и анализа.

Внебюджетные фонды – это особая форма использования денежных средств, привлекаемых помимо бюджета для финансирования различных решаемых гос-вом задач. По целевому назначению внебюджетные фонды делятся на эконом. и социальные; по уровню управления – на федеральные, региональные и местные. Фонд гос. социального страхования предполагает создание денежных ресурсов для выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, на погребение, для финансирования санаторно-курортного обслуживания. Пенсионный фонд представляет собой организационно-финансовую структуру, которая обслуживает пенсионеров. Гос. фонд занятости необходим для материальной поддержки лиц, потерявших работу, а также для их обучения др. специальности.

Содержание статьи

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – 1) находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления; 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Является центральным звеном бюджетной системы современных стран.

История государственных бюджетов.

Прообраз государственного бюджета появился одновременно с возникновением первых государств. Вначале государственный бюджет совпадал с доходами и расходами личных средств, которыми располагал глава государства (король, шах, император, князь). Лишь в эпоху нового времени государственный бюджет отделился от личных средств правителя: начала выстраиваться система доходов (налоги, сборы, доходы от государственного имущества) и расходов (двор, армия и флот, правоохранительная деятельность, государственное управление), связанных только с государственным управлением.

Чтобы представить типичный бюджет докапиталистических государств, рассмотрим роспись доходов и расходов Московской Руси в 1680, при царе Федоре Алексеевиче , брате Петра I. Сумма доходов составляла 1,5 млн. рублей, самую крупную часть дохода (49%) составляли косвенные доходы (главным образом таможенные и кабацкие сборы), прямые налоги давали 44% (наибольшей статьей являлись чрезвычайные налоги – 16%). Почти половина дохода шла на военные нужды (более 46%). Двор поглощал 15% бюджета, на средства сообщения – 5%. Российский бюджет всегда был прежде всего военным бюджетом, поскольку Россия вела непрерывные войны. При Петре I военные расходы возросли еще больше: если в 1680 на армию расходовалось 700 тыс. руб., то уже к 1725 расход на сухопутную армию составлял более 5 млн. руб., а на флот – еще 1,5 млн. руб., что составляло не менее 2/3 бюджета.

Ситуация, когда армия и государственный аппарат «заедали» большую часть казны, вполне типична для всех древних и средневековых государств. Например, вВизантиисуммарная доля этих расходов устойчиво составляла 80–90% (Табл. 1).

Таблица 1. Расходы на государственный аппарат и армию в бюджете византийской империи
Таблица 1. РАСХОДЫ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ И АРМИЮ В БЮДЖЕТЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, %
300 г. 540 г. 641 г. 842 г. 1025 г.
На государственный аппарат 9 10 13 16 14
На армию 81 71 78 65 70
ВСЕГО 90 81 91 81 84

Гласность и открытость бюджета, да и собственно бюджет в его подлинном смысле, получили свое развитие лишь с развитием парламентаризма. При абсолютной монархии, когда глава государства не перед кем не ответственен, бюджет имеет лишь форму сметы, т.е. записи доходов и расходов. С появлением народного представительства у подданных неизбежно встает вопрос: на что расходуются немалые деньги, которые они платят в казну? Если самодержавный монарх мог расходовать средства по своему усмотрению (например, Анна Иоановна тратила на конюшню своего фаворита Бирона больше, чем на здравоохранение и просвещение России вместе взятые – см . Табл. 2), то теперь правительству приходилось обязательно согласовывать расходы и доходы с парламентом. Многие революции (включая английскую революцию 17 в. и Великую французскую революцию 18 в.) начинались именно с недовольства народа бюджетной политикой правительства.

Еще одним стимулом, способствовавшим развитию бюджетной практики, являлись усложнение государственных функций и обособление государственных учреждений. Для осуществления стратегических целей им требуется точно знать, сколько средств у них будет в наличии в следующем году.

В странах, где не было парламентской системы (как, например, Российская империя 19 века) большую роль в раскрытии бюджетной информации сыграли требования зарубежных кредиторов. Как при кредитовании предприятий, когда заимодавец требует бухгалтерский баланс для оценки кредитоспособности заемщика, так и при кредитовании государства иностранные банки требовали обнародовать его «баланс» – государственный бюджет.

В течение 20 в. в бюджетах всех стран мира увеличилась социальная составляющая: большая часть расходов типичного современного государственного бюджета – это расходы на здравоохранение, образование и социальную защиту граждан.

Таблица 2. Расходы государственного бюджета российской империи в 1734.
Таблица 2. РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1734.
Название расхода руб. % от государственного бюджета.
1. Содержание императрицы, всего 408 000 5,23
двор 260 000
императорская конюшня 100 000
родственникам императрицы 48 000
2. Государственное и местное управление 332 031 4,25
жалование чиновникам высшего ранга 96 082
жалование служащим канцелярий 153 688
расходы по учреждениям 17 072
таможенным и портовым чиновникам 14 332
служащим в провинциях 36 525
расходы на командировки и канцелярские расходы в провинции 14 465
3. Правоохранительные органы и тюрьмы 11 494 0,15
полиция 9 748
арестантам и ссыльным кормовых 1 746
44. Внешняя политика и помощь дружественным государствам (Грузии и т. д.) 131 311 1,68
5. Здравоохранение 16 006 0,21
6. Образование и наука 51 871 0,66
Адмиралтейская академия и Академия наук 47 371
геодезистам и школьным учителям 4 500
7. Социальная защита 79 972 1,02
нищие и ветераны 41 876
пенсии 38 096
8. Строительство 256 813 3,29
9. Закупка соли за рубежом 14 792 0,19
10. Вооруженные силы 6 505 154 83,32
армия 4 935 154 63,21
военно-морской флот 1 200 000 15,37
артиллерия 370 000 4,74
Итого 7 807 577 100
Источник: Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. X. История России с древнейших времен . Т. 19 – 20/ Отв. ред.: И. Д. Ковальченко, С. С. Дмитриев. М.: Мысль, 1993. С. 468, 680–682

Бюджетный процесс.

Действия исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой страны называют бюджетным процессом. Его универсальные закономерности можно рассмотреть на примере нашей страны (см . Рис. 1).

Выделяют следующие этапы бюджетного процесса:

– бюджетное прогнозирование;

– составление бюджета

– рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

– исполнение бюджета в течение бюджетного года;

– анализ и контроль исполнения бюджета.

Бюджетное прогнозирование.

Целью является разработка и обоснование оптимальных путей развития бюджета на основе сложившихся тенденций и социально-экономической конъюнктуры.

Составление бюджета.

определение объема денежных средств, необходимых для финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления. Проект государственного (федерального) бюджета разрабатывается Министерством финансов. В нашей стране эта работа начинается в январе предшествующего года. На первой стадии формирования проекта бюджета разрабатываются сценарные условия социально-экономического развития на следующий год. После одобрения их Правительством Минфин разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год. На второй стадии происходит распределение бюджетных средств по статьям бюджетной классификации, а также адресное распределение их между главными распорядителями бюджетных средств.

В современной России эти мероприятия должны быть завершены до 15 июля. После этого до 15 августа Правительство и прочие органы исполнительной власти изучают прогноз социально-экономического развития РФ и проект федерального бюджета, внося изменения и дополнения.

Рассмотрение бюджета.

состоит из нескольких этапов. На первом этапе Правительство вносит бюджет на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. На втором этапе Совет Государственной Думы направляет законопроект в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Там материалы рассматриваются депутатами с участием чиновников, экономистов, ученых. На третьем этапе проект федерального бюджета направляется Президенту, в другие комитеты Государственной Думы, а также в Счетную палату на заключение. В нем Счетная палата описывает результаты проверки на законность и обоснованность расходов и доходов, заложенных в проект федерального бюджета. После рассмотрения бюджета в парламентских комитетах он выносится на заседания Государственной Думы, которая принимает его в четырех чтениях.

В первом чтении

Государственная Дума обсуждает его общие качественные характеристики: концепцию и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

– доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

– распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;

– дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;

– общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

Во втором чтении

утверждаются его расходы по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

В третьем чтении

Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета, классифицируя по подразделам то, на что должны быть израсходованы бюджетные средства и кто должен эти расходы осуществлять. Госдума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 25 дней с момента принятия этого законопроекта во втором чтении.

В четвертом чтении

Дума рассматривает поправки к закону, а так же поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита.

Утверждение госбюджета.

Принятый Государственной Думой федеральный закон передается в Совет Федерации. После его принятия Советом Федерации его подписывает Президент и он обнародуется.

Исполнение бюджета

– это действия по изысканию и использованию бюджетных средств. С 1992 в России введено казначейское исполнение федерального бюджета, т.е. существует единый орган по исполнению бюджета – Федеральное казначейство. В том случае, если в процессе исполнения бюджета необходимо изменить какие-либо его статьи, то эти изменения принимаются в форме закона. Это лишает возможности Правительство РФ свободно манипулировать средствами и менять бюджетные приоритеты без согласования с Государственной Думой.

Контроль за исполнением бюджета.

Важным этапом бюджетного процесса является контроль за исполнением бюджета. Контроль за исполнением государственного бюджета осуществляется представительными органами власти (парламентский контроль), и органами исполнительной власти (административный контроль).

В России парламентский контроль осуществляет создаваемая Федеральным собранием Счетная палата, которая проводит в министерствах, ведомствах и предприятиях проверки, связанные с формированием и исполнением федерального бюджета, а также с использованием бюджетных средств. Ежеквартально она предоставляет в парламент отчеты о ходе исполнения бюджета и дает ежегодное заключение по отчету Правительства об исполнении государственного бюджета.

Бюджетные системы за рубежом

строятся примерно по таким же основным принципам, что и в России. Этих принципов шесть:

1) принцип принятия бюджета представительным органом власти – в большинстве стран бюджеты принимаются в форме закона, а в США, Финляндии и некоторых других странах для утверждения бюджета требуется одобрение парламента;

2) принцип полноты – все доходы и расходы правительства отражаются в бюджете в полном объеме (конечно, это идеальное требование – на практике часто есть какие-то секретные расходы, содержания которых правительство не детализирует);

3) принцип единства бюджета – единообразия всей бюджетной документации и классификации (в России первая бюджетная классификация введена в 1812);

4) принцип приоритетности обязательных расходов – осуществление утвержденных законодательством государственных расходов не ставится в зависимость от величины получаемых доходов (поэтому-то часто и возникает бюджетный дефицит);

5) принцип ежегодного утверждения бюджета – бюджеты, как правило, готовятся на год;

6) принцип бюджетного равновесия – сбалансированность (хотя бы приблизительная) расходной и доходной частей бюджета.

Начало финансового года различно в разных странах:

Структура госбюджета.

Бюджетная система зависит от формы государственного и административного устройства страны. В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух основных звеньев – государственного и местных бюджетов, в федеративных – из трех – федерального бюджета, бюджетов субъектов (частей) федерации и местных бюджетов. Иногда местные бюджеты в свою очередь подразделяются на отдельные уровни. Такое деление существует, например, в США.

В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система современной России состоит из бюджетов трех уровней:

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов

Местные бюджеты.

Внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Совокупность бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов входящих в него муниципальных образований называется консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации. Соответственно, консолидированный бюджет Российской Федерацииэто сумма федерального бюджета и консолидированных бюджетов 89 субъектов Российской Федерации. Структура консолидированного бюджета РФ представлена на рисунке 2.

Термин «государственный бюджет» используют в двух смыслах. В первом случае имеют в виду только федеральный бюджет – бюджет центрального правительства. Иногда консолидированный бюджет РФ тоже называют «государственным бюджетом». Подобный подход сформировался в советское время, когда в государственный бюджет СССР включались все нижестоящие бюджеты. Поэтому этот термин стараются не использовать, чтобы не создавать путаницы.

Структура федерального бюджета России представлена в Табл. 3 и Рис. 2 и 3.

До реформ государственного устройства 1993–1997 в России местные бюджеты также подразделялись на бюджеты:

– городов республиканского, краевого, областного, окружного подчинения;

– районные;

– городов районного подчинения;

– поселковые;

– сельские.

В настоящий момент местные бюджеты едины, однако после вступления в силу с 2006 Федерального закона от 6 октября 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Россия вернется к общемировой и советской практике нескольких уровней местных бюджетов, которые будут подразделяться на:

– бюджеты поселений;

– бюджеты муниципальных районов;

– бюджеты городских округов.

Такое деление бюджетных средств позволит лучше учитывать интересы населения и, следовательно, увеличит их эффективность.

Таблица 3. Доходы и расходы государственного бюджета России

В США федеративная бюджетная система во многом схожа с российской. Она подразделяется на три уровня – федеральный бюджет, бюджеты штатов, местные бюджеты. В свою очередь, последние состоят из на бюджетов графств, муниципалитетов, городских самоуправлений, школьных округов и особых округов. Структура консолидированного бюджета США показана в Табл. 4.

За последние десятилетия федеральный бюджет США значительно вырос (только с 1980 по 2002 – в 4 раза). Структура доходов и расходов федерального бюджета США приведена в Табл. 5 и 6.

Таблица 3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИИ, ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2004
Статьи доходов млрд. руб. Статьи расходов млрд. руб.
Налоговые доходы, 2 071,385 Обслуживание государственного долга 287,570
из них:
налоги на прибыль 164,587 Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы 813,970
налоги на товары и услуги (НДС, акцизы 1 088,390 Национальная оборона и вооружение 430,185
платежи за пользование природными ресурсами 279,381 Образование, здравоохранение, культура, наука, СМИ 203,854
налоги на внешнюю торговлю 532,538 Социальная политика 161,194
прочие налоги 6,489 Суды, правоохранительная деятельность 343,828
ГО и ЧС 2 , окружающая среда 38,651
Организация народного хозяйства 149,000
Функционирование органов власти и международная деятельность 122,052
Целевые фонды 1 14,061
Таблица 4. Бюджетная система США (1952-2002)
Таблица 4. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА США (1952-2002)
Тип бюджета 1952 1962 1972 1982 1992 2002
Всего бюджетов: 116807 91237 78269 81831 85006 87576
Федеральных 1 1 1 1 1 1
Штатов 50 1 50 50 50 50 50
Местных: 116756 91186 78218 81780 84955 87525
Графств 3052 3043 3044 3041 3043 3034
Муниципалитетов 16807 18000 18517 19076 19279 19429
Городов 17202 17142 16991 16734 16656 16504
Школьных округов 67355 34678 15781 14851 14422 13506
Специальных округов 12340 18323 23885 28078 31555 35052
1 Включая штаты Аляска и Гавайи, получившие статус штатов в 1959.

Основой финансовой системы государства, ее ведущим звеном является государственный бюджет (бюджет в переводе с англ. означает «мешок с деньгами»).

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования госаппарата, вооруженных сил, непроизводственной сферы, управления страной.

Иными словами, государственный бюджет – это финансовый план государства, который представляет собой баланс доходов и расходов государства и состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, содержащей перечень поступлений и расходной, объединяющей все виды государственных расходов.

Доходы бюджета формируются из следующих источников:

1. Налоговые поступления, которые составляют около 85% доходной части бюджета, и прочие платежи в бюджет от экономических агентов;

2. Выпуск государственных ценных бумаг в виде облигационных займов, казначейских векселей, ГКО (государственных краткосрочных обязательств) и др. ценных бумаг, приносящих проценты, т.е. поступления денежных средств в доход бюджета.

3. Кредитно-денежная эмиссия (монетизация), т.е. выпуск новых бумажных денег. В то же время чрезмерная эмиссия может инициировать рост инфляции, поэтому к ней надо подходить экономически осторожно;

4. Прочие доходы, например, от приватизации объектов собственности, от внешнеэкономической деятельности, благоприятной конъюнктурой на рынке факторов производства, кредиты банков, фондов (МВФ) и др.

Расходы бюджета осуществляются по следующим направлениям:

1. Финансирование бюджетной сферы (образование, здравоохранение, культура, искусство, спорт и т.д.);

2. Финансирование отраслей народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, связь, строительство и др. отрасли);

3. Расходы на национальную оборону;

4. Правоохранительные органы и обеспечение безопасности государства;

5. Судебная власть;

6. Государственное управление, местное самоуправление;

7. Социальная политика государства в индексации денежных доходов, т.е. повышение зарплаты, пособий (многодетным семьям, инвалидам и т.д.);

8. Обслуживание государственного долга, как внешнего, так и внутреннего;

9. Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов;

10. Расходы по внешнеэкономической деятельности;

11. Прочие расходы, в том числе ликвидация чрезвычайных, непредвиденных обстоятельств (теракты, ураганы, наводнения, землетрясения и т.д.).

Таким образом, бюджет предназначен для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Организация бюджета включает бюджетную систему и бюджетный процесс (бюджетирование). Бюджетная система и бюджетирование образуют один из важнейших элементов экономической системы государства.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

Построение бюджетной системы соответствует государственному устройству и конституции данной страны. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухуровневое строение: государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным устройством бюджетная система имеет трехуровневое строение , т.е. имеется промежуточное звено: в США – бюджеты, штатов, в Германии – бюджеты земель, в России – бюджеты субъектов федерации (т.е. краев, областей, республик, входящих в состав РФ). К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды, не включенные в госбюджет.

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы образует консолидированный бюджет страны .

Бюджетная система выполняет следующие функции :

1. Функция экономического регулирования, которая состоит в использовании государством бюджета для реализации своей экономической функции;

2. Фискальная (налоговая), означающая, что формирование доходной части бюджета реализуется в основном за счёт налоговых поступлений экономических агентов;

3. Распределительная функция, предполагает использование государственного бюджета для перераспределения денежных средств. Это когда денежные средства изымаются от одних юридических и физических лиц в виде налогов и направляются другим;

4. Социальная функция, предусматривает использование государством денежных средств бюджета для реализации национальных, социальных программ (проектов).

Бюджетный процесс или бюджетирование – это деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней. В большинстве стран мира, в том числе и в РФ, бюджетный процесс охватывает следующие основные стадии:

1. Составление проекта бюджета;

2. Рассмотрение и утверждение бюджета (Государственная Дума, Президент РФ);

3. Исполнение бюджета;

4. Составление отчета об исполнении бюджета.

Построение бюджета должно основываться на соблюдении следующих принципов:

1. Принцип единства, который означает, что в государстве должна действовать единая бюджетная система на всех уровнях власти и классификация финансовой документации для его составления;

2. Реальности, предполагает правдивое, точное отражения доходов и расходов государства;

3. Гласности, означающий обязательное информирование население, экономических агентов об основных источниках дохода и направления расходования бюджета.

Совокупность доходов и расходов государства в строго определенный временной период, оформленная в виде финансового документа с обязательным указанием источников и предполагаемых размеров денежных поступлений, направлений и объемов их расходования.

Для формирования государственного бюджета, отражающего потребности страны, подлежащие финансированию для их удовлетворения из казны государства, правительственные органы, участвующие в его составлении, исследуют и утверждают расходную и доходную части, каждая из которых является обязательной структурной формой госбюджета.

Государственный бюджет складывается из следующих уровней:

  • федерального;
  • регионального;
  • муниципального;
  • местного;
  • бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Структура расходной части бюджета

Государственные расходы, закладываемые в бюджет страны, формируются из совокупности всех потребностей государства в определенный временной период. Денежные средства из госказны направляются на удовлетворение таких национальных целей и интересов, как:
  • Военные. Обеспечение безопасности и обороноспособности государства.
  • Экономические. Формирование госсобственности, погашение внешнего долга, поддержка предпринимательства, пополнение государственного резерва, участие в инвестиционных проектах, прочие расходы экономического характера.
  • Внешнеполитические. Расходы для осуществления международной деятельности, участия в интернациональных объединениях, организациях, ассамблеях, обеспечения международных соглашений и прочее.
  • Социальные. Обеспечение страховых, пенсионных, целевых и прочих выплат, бюджетные ассигнования на содержание медицинских, образовательных, культурных и других социальных объектов. Расходы на формирование и функционирование социальной политики государства.
  • Расходы на государственное управление. Предусматривают обеспечение деятельности президента страны, органов власти и другие потребности общегосударственного управления.
Таким образом, государственный бюджет имеет три структуры расходов, включая ведомственную, экономическую и функциональную. Главный финансовый документ страны также включает в себя закрытые статьи расходов, как правило, используемые Министерством обороны, но часто распределяющиеся и на социально-экономическую сферу.

Структура доходной части бюджета

Государственные доходы представляют собой денежные средства, поступившие в безвозвратном и безвозмездном порядке в соответствии с законодательством государства.

Формируется доходная часть из:

  • Налоговых выплат, включающих налоги и сборы на собственность, на внешнюю торговлю, на прибыль и другие сферы деятельности, пошлины и отчисления.
  • Неналоговых поступлений, основанных на доходах от коммерческой деятельности, штрафах, административных сборах, поступлениях от санкций и других платежей, не являющихся налоговыми.
  • Доходов от операций с капиталом. Торговые операции с землей, государственными запасами, основным капиталом.
Государственные доходы, превысившие расходы, образуют профицит бюджета, фактически избыток денежных средств. В случае, когда расходная часть оказывается больше доходной, формируется дефицит.

Принципы построения государственного бюджета

В абсолютном большинстве демократических стран составление государственного бюджета возложено на правительство, принятие и утверждение его поручено высшим законодательным органам.

Бюджет может формироваться на различные временные периоды, устанавливаемые Конституцией или соответствующими национальными законами государств.

К принципам построения государственного бюджета относятся:

  • единая бюджетная система;
  • достоверность показателей бюджета;
  • самостоятельность бюджетных уровней;
  • открытость и гласность бюджета;
  • разграничение доходной и расходной частей между уровнями бюджетной системы.
Для эффективности использования бюджетных средств, адекватности и актуальности формирования государственного бюджета государство обеспечивает бюджетный учет, основы которого заложены в действующем законодательстве.

Государственный бюджет – один из инструментов государственного регулирования экономики, основной финансовый план образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Основными элементами государственного бюджета являются доходы и расходы. К доходам относятся налоги и сборы; к расходам – финансирование экономики, социально-культурных программ, обороны и управления.

Баланс доходов бюджета означает равенство его доходов и расходов. Если расходы превышают доходы, то имеет место дефицит, а в случае превышения доходов над расходами – профицит, или излишек.

Государственные закупки – это спрос правительства на товары и услуги. Социальные выплаты (трансферты) – это платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг.

Принципы построения госбюджета:

1. Единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности).

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней (у каждого свои источники средств, свои расходы).

4. Сбалансированность бюджета (нет дефицита.).

5. Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.

6. Достоверность бюджета (надежность показателей и их адекватность экономическому положению).

7. Полнота отражения доходов и расходов бюджета.

8. Гласность.

9. Адресный и целевой характер использования бюджетных средств.

Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения государства денежными средствами для выполнения возложенных на него функций.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

В соответствии с намеченными целями, формируются задачи , которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

· концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;

· снижение налоговой нагрузки на экономику;

· упорядочение государственных обязательств;

· создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

    Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

    Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

    Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

    Неэффективность финансовой системы государства.

    Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

    Коррупция в государственном секторе.

    Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения случайным либо действительным . Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности , бюджетный дефицит может быть хроническим или временным . Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым , объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга , бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным . Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

Государственный бюджет - документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

    Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации

    Легально контролирует действия правительства

    Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности

    Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:

Доходы государственного бюджета:

    Налоги на доходы юридических и физических лиц

    Поступления от реального сектора (налог на прибыль)

    Поступление косвенных налогов и акцизов

    Пошлины и неналоговые сборы

    Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

    Промышленность

    Социальная политика

    Сельское хозяйство

    Государственного управление

    Международная деятельность

  • Правоохранительная деятельность