Отдельные процедуры, применяемые в деле о банкротстве. Процедуры, применяемые по отношению к должнику Понятие процедур, применяемых в деле о банкротстве. Разбирательство дел о банкротстве

Удельный вес внеоборотных активов составил 36,10%, при этом доля нематериальных активов составила 4,39%. Доля основных средств составила 24,39%. Доля прочих внеоборотных активов составила 7,31% в общей величине активов предприятия.

Удельный вес оборотных активов в 2012 году составил 62,9%, при этом значительный удельный вес оборотных активов обеспечивался высоким удельным весом запасов, который составил 40,64% в общей величине активов предприятия. Доля НДС по приобретенным ценностям в активах предприятия составила 3,02%. Доля дебиторской задолженности в активах предприятия составила 7,37%. Доля денежных средств составила 10,50%. Доля краткосрочных финансовых вложений по сравнению с 2011 годом выросла и составила 1,37%.

Удельный вес внеоборотных активов составил 37,10%, при этом доля нематериальных активов составила 5,02%. Доля основных средств составила 25,57%. Доля прочих внеоборотных активов составила 6,51% в общей величине активов предприятия.

Удельный вес оборотных активов составил в 2013 году 62,96%, при этом значительный удельный вес этих активов обеспечивался высоким удельным весом запасов, который составил 39,85% в общей величине активов предприятия.

Доля НДС по приобретенным ценностям в активах предприятия составила 3,02%. Доля дебиторской задолженности в активах организации составила 5,4%. Доля денежных средств составила 12,42%. Доля краткосрочных финансовых вложений по сравнению с предыдущими годами выросла, но все равно остается на низком уровне и составляет 2,27%.

Удельный вес внеоборотных активов составил 37,04%, при этом доля нематериальных активов составила 5,83%. Доля основных средств составила 25,7%. Доля прочих внеоборотных активов составила 5,51% в общей величине активов предприятия.

Наглядно соотношение статей актива баланса, и динамика их изменения представлена на рис. 1.

Рисунок 1 - Структура статей актива баланса

На следующем этапе проведем анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости рассматриваемой компании.

Результаты расчета представим в виде таблице 2.2 и сформулируем выводы о финансовой устойчивости ООО «Вектор» за анализируемый период.

Таблица 2.2 - Расчет и анализ финансовой устойчивости предприятия, руб.

Показатели

Абсолютное изменение





1. Источники собственных средств (капитал и резервы)

2. Внеоборотные активы

3. Долгосрочные заемные средства

4. Краткосрочные заемные средства (КЗС)

Наличие собственных оборотных средств (СОС =стр.1-стр.2)

Наличие собственных и долгосрочных заемных оборотных средств (СД=СОС+стр.3)

Общая величина источников формирования запасов (ОИ=СД+КЗС)

5. Запасы (З)

Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (СОС-З)

Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных оборотных средств (СД-З)

Излишек (+) или недостаток (-) общей величины источников формирования запасов (собственные, долгосрочные, краткосрочные заемные источники) (ОИ-З)


Указанные данные свидетельствуют о том что, на протяжении всех трех отчетных периодов наблюдался недостаток собственных оборотных средств. В 2011 году недостаток собственных оборотных средств составил 780 000 руб. В 2012 году он составил 542 400 руб. В 2013 году 70 480 руб.

Недостаток собственных и долгосрочных заемных оборотных средств составил 440 000 руб. в 2011 году. В 2012 году недостаток составил лишь 2 400 руб. В 2013 году ситуация резко меняется и на предприятии наблюдается излишек собственных и долгосрочных заемных средств, который составил 499 520 руб.

Излишек общей величины источников формирования запасов в 2011 году составил 950 000 руб. В 2012 году 975 000 руб. и в 2013 году он составил 1070 000 руб.

Исходя из вышеизложенного финансовое состояние предприятия ООО «Вектор» является неустойчивым т.к. запасы и затраты обеспечиваются в большей мере за счет заемных средств.

Финансовая устойчивость предприятия характеризуется следующими относительными показателями:

) Коэффициент автономии показывает долю источников собственных средств в общем итоге баланса. Значение его > 0,5 означает, что все обязательства могут быть покрыты его собственным средствами.

Ка = СК / ВБ, (1)

) Коэффициент соотношения заемных и собственных средств показывает сколько заемных средств приходится на 1 руб. собственных. Максимальное значение этого коэффициента должно быть равно единице. Он показывает возможности предприятия по вовлечению в свой оборот заемных средств, т.е. характеризует финансовую независимость предприятия. Норматив >1.

Кз/с = ЗС / СК, (2)

ЗС = ДСП + КСП, (3)

) Коэффициент обеспеченности запасов и затрат:

Коб.з.з = Величина источников собственных средств / Запасы и затраты (4)

Оптимальный вариант коэффициента = 1. Если фактический коэффициент > 1, то излишек собственных средств, если < 1, то недостаток.

) Коэффициент маневренности собственных оборотных средств, который определяется отношением:

Кман = Собственные оборотные средства / Величина источников собственных средств (5)

Он показывает, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Высокие коэффициенты маневренности положительно характеризуют финансовое состояние. Норматив 0,3 - 0,6.

Где, СК - собственный капитал;

ВБ - общая величина источников средств предприятия;

ЗС - заемные средства;

ДСП - долгосрочные пассивы;

КСП - краткосрочные пассивы.

В рамках проводимого исследования необходимо рассчитать представленные показатели для изучаемого предприятия, и, выявив закономерности их изменения, определить возможные угрозы и последствия, а также сильные стороны и преимущества организации. Указанный анализ, и его результаты приводятся в следующей таблице.

финансовый банкротство оздоровление кредитор

Таблица 2.3 - Анализ динамики показателей финансовой устойчивости

Показатели

Абсолютное изменение





Собственный капитал (СК)

Заемные средства (ЗС)

Коэффициент автономии

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

Коэффициент обеспеченности запасов и затрат

Коэффициент маневренности собственных оборотных средств


В 2011 и 2012 гг. коэффициент автономии составил 0,6 и 0,7 соответственно. В 2013 году коэффициент автономии возрос и составил 0,8, т.е. коэффициент автономии находится в пределах нормы - это означает, что все обязательства могут быть покрыты за счет собственных средств предприятия. В 2013 году коэффициент показывает, что удельный вес собственного капитала в общих активах составлял не менее 80%.

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств в 2011 году составил 0,7. В 2012 году произошло снижение коэффициента и он составил 0,5. В 2013 году снижение продолжилось и коэффициент составил 0,3.Это означает, что на 1 руб. собственных средств в 2011 году приходилось 0,7 руб. заемных средств. В 2012 году на 1 рубль собственных средств приходилось 0,5 руб. заемных средств, а в 2013 году на 1 рубль собственных средств приходилось всего лишь 0,3 руб. заемных средств т.е. предприятие является финансово не зависимым (от кредитных и других организаций), но все же прибегает к займам.

Коэффициент обеспеченности запасов и затрат на протяжении всего отчетного периода неуклонно рос. В 2011 году его значение составило 1,4. В 2012 году коэффициент составил 1,6. В 2013 году он составил 1,9 - это означает, что на предприятии наблюдается излишек собственных средств.

Коэффициент маневренности находится в пределах нормы - это положительно характеризует финансовое состояние предприятия. То есть в ООО «Вектор», в мобильной форме находится достаточно большая часть собственного капитала и предприятие может свободно маневрировать капиталом.

Финансовое оздоровление - процесс разработки и осуществления комплекса мероприятий, направленных на улучшение финансово-экономического состояния предприятия. После проведения анализа и определения причин неудовлетворительного финансового состояния предприятия разрабатываются меры по финансовому оздоровлению.

В ходе оценки финансового состояния ООО «Вектор» были выявлены негативные тенденции, требующие незамедлительной реакции руководства, во избежание серьезного риска для существования бизнеса. Далее раскрывается предварительный план стабилизации финансового состояния организации.

Итак, для того чтобы разработать мероприятия по укреплению финансового состояния, нам необходимо определить причины дестабилизации финансового состояния организации. Для этого следует составить дерево проблем (рисунок 2.2):

Рисунок 2.2 - Дерево проблем ООО «Вектор»

ООО «Вектор» имеет устоявшиеся экономические связи, его ключевые контрагенты известны и занимают стабильное положение на рынке. Однако такое положение приводит к тому, что обслуживающая организация может впасть в зависимость от обслуживаемой, в страхе потерять ключевого партнера будет вынуждена идти на менее выгодные условия работы (рассрочка платежа, снижение стоимости услуг и т.д.). Указанные обстоятельства приводят к замедлению оборота и необходимости привлекать дополнительные сторонние источники финансирования.

Для финансового оздоровления предприятия существуют определенные этапы и внутренние манизмы, представленные в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Этапы и внутренние механизмы финансового оздоровления

Этапы финансового оздоровления

Внутренние механизмы финансового оздоровления


Оперативный

Тактический

Стратегический

1. Устранение неплатежеспособности

Система мер, основанная на использовании принципа «отсечения лишнего»

2. Восстановление финансовой устойчивости (финансового равновесия)

Система мер, основанная на использовании принципа «сжатия предприятия»

3. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде

Система мер, основанная на использовании «модели устойчивого экономического роста»


Для ситуации, в которой находится ООО «Вектор», наиболее подходящим является активизация рекламной деятельности, помимо безадресной рекламы рекомендуется проводить и адресную рекламу - оповещение потенциальных заказчиков о компании и ее деятельности и предложение заключить договор. Активные продажи особенно важны в случае осложнения финансового положения, когда есть риск потерять уже имеющихся заказчиков, а шанс на появление новых неуклонно снижается. Важной рекомендацией по выходу из кризиса может являться и смена вида деятельности, освоение новых производств, перенесение акцентов на прежде второстепенные виды деятельности.

Результаты проведенного анализа позволяют подобрать меры финансового оздоровления, направленные на реструктуризацию кредиторской (дебиторской) задолженности организации, в том числе и просроченной. Перечень этих мер включает следующие процедуры:

1. Получение рассрочек платежа. Отсрочки и рассрочки по платежам предоставляются предприятию путем изменения срока уплаты просроченной задолженности. Как правило, под отсрочкой понимается перенесение платежа на более поздний срок.

Под рассрочкой понимается «растягивание» платежа, дробление его на несколько более мелких, осуществляемых в течение некоторого периода.

2. Зачет взаимных требований. Такой зачет предусматривает погашение взаимных обязательств предприятий. Взаимозачет может осуществляться с привлечением третьих лиц (по цепочке задолженностей). Сумма погашаемых обязательств определяется соглашением сторон и рассматривается как доход предприятия, например, как его выручка от реализации продукции, если в зачете участвуют обязательства по оплате продукции.

3. Новация задолженности в заем. Задолженность неплатежеспособного предприятия, в том числе просроченная, другим предприятиям может быть переоформлена в качестве займа.

Перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные. Перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные осуществляется корректировкой соответствующих хозяйственных договоров, перенесением сроков платежей по ним на период более года. Соответствующие суммы обязательств должника переходят из разряда краткосрочных в долгосрочные. Тем самым улучшаются показатели краткосрочной ликвидности.

Погашение задолженности посредством передачи кредитору имущества должника. В зависимости от состава активов, направляемых на погашение задолженности, и формы сделок, рассматриваемая процедура имеет следующие основные разновидности:

обмен задолженности на акции;

погашение задолженности долговыми ценными бумагами;

продажа долговых обязательств;

погашение задолженности под залог имущества;

погашение задолженности посредством отчуждения имущества должника.

6. Списание задолженности. Процедура заключается в списании имеющейся задолженности предприятия по обязательствам перед контрагентом без оплаты или использования других видов имущества. Частичное списание задолженности увеличивает рыночную стоимость долговых обязательств должника, что обеспечивает выигрыш для кредиторов.

В ООО «Вектор» наблюдается замедление оборачиваемости товарных запасов. Компания в состоянии выйти из кризисной ситуации за счет определенных мер, которые руководство планирует предпринять. В частности, для оптимизации структуры оборотных средств и ускорения процесса оборачиваемости предполагается:

Снизить до минимально необходимого уровня величину запасов. Аналитики организации рассчитали, что величина стоимости запасов в 275 000 руб. является нормальной для обеспечения бесперебойной работы хозяйственных служб. Остальное - запасы «на черный день», на случай существенного срыва поставок и т.п. С учетом планируемых усилий со стороны маркетинговой службы планируется привлечение стабильных поставщиков с проверенной деловой репутацией.

Снижение величины запасов достигается посредством отпуска в производство накопившихся товарно-материальных ценностей. В том случае, если будут выявлены частично утратившие свои свойства запасы, будет принято решение по их реализации в качестве вторсырья. Тем самым организация достигнет оптимальной величины товарного запаса и освободит часть складских помещений для последующей сдачи в аренду.

Снизить запасы готовой продукции. По строке «готовая продукция» отражается завершенные, но не сданные заказчику проекты. Отдел продаж предполагает активно взаимодействовать с заказчиками, с тем, чтобы готовые проекты в минимальные сроки принимались заказчиком. Аналитики рассчитали минимально необходимые запасы готовой продукции на уровне 300 000 руб. Эта сумма соответствует объему выполненных, но не принятых заказчиком работ, либо таких работ, сдача которых откладывается по причине отсутствия возможности погасить задолженность.

Сумму НДС к возмещению планируется уменьшить посредством ввода в эксплуатацию незавершенного строительства, на которое он приходится.

Сокращение дебиторской задолженности планируется обеспечить за счет усиления работы с должниками, переходу на частичную предоплату, обеспечения принудительного взыскания задолженности. Сумма дебиторской задолженности по итогам следующего периода планируется на уровне 105 000 руб. Эта величина является своеобразным поощрением для стабильных и стратегически важных покупателей, которым отдел маркетинга предоставляет льготу в виде рассрочки платежа на небольшой срок (1-2 месяца).

Предполагается приращение выручки за счет увеличения объема работ и несущественного роста цен на продукцию. Анализ рынка показал, что, при равных ценах на продукцию и услуги, ООО «Вектор» обеспечивает более высокое качество и более короткие сроки выполнения заказа. Маркетинговая служба предполагает, что заказчики в состоянии доплачивать некоторую величину за эти удобства.

Вторым направлением работ по выходу из сложной ситуации является повышение рентабельности производства. Это предполагается достигнуть за счет:

Изыскания более дешевого сырья. Анализ рынка показывает перенасыщение рынка сырья, кроме того, готовятся к пуску и новые мощности по производству сырья для строительной отрасли. Это неизбежно приведет к превышению предложения над спросом, а, как следствие, к падению цены. Таким образом, организация имеет возможность без потерь в качестве продукции получить лучшее сырье по более низкой цене.

Агрессивной рекламной политики, в том числе прямых продаж, что позволит привлечь новых покупателей, и, следовательно, увеличить объем реализации продукции. С учетом роста цены и снижения себестоимости, данная мера позволит увеличить сумму чистой прибыли.

Помимо прямых мер воздействия на показатели рентабельности и ликвидности, предполагается проведение и иных, не менее важных, мер по оздоровлению. В частности:

Оптимизировать объем собственных и заемных средств в структуре предприятия. С учетом высокорентабельной деятельности, ООО «Вектор» считает целесообразным максимально увеличить долю собственных средств в структуре капитала, величина заемных средств по итогам следующего периода предполагается на уровне 170 000 руб., что составляет 3,6% от валюты баланса. Такая величина заемного капитала позволит организации быть полностью независимой от стоимости заемного капитала, а значит, мало подверженной риску банкротства даже при условии ухудшения конъюнктуры рынка.

В целом можно отметить, что финансовое состояние организации в 2014 году станет более устойчивым, т.к. предприятие для финансирования своей основной деятельности фактически прекратит использовать заемные средства.

Таким образом, применив предложенные в предлагаемой работе меры, общество с ограниченной ответственностью сможет преодолеть ряд негативных моментов и стабилизировать финансовое состояние.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Неплатежеспособность - неспособность субъекта предпринимательской деятельности исполнить после наступления установленного срока их уплаты денежных обязательств перед кредиторами, а также выполнить обязательства по уплате налогов и сборов не иначе, чем через восстановление платежеспособности. Выделяют три степени неплатежеспособности: текущая, критическая, сверхкритическая.

Должник - субъект предпринимательской деятельности, неспособный выполнить свои денежные обязательства перед кредиторами в течение трех месяцев после наступления установленного срока их уплаты.

Банкротство - признанная хозяйственным судом неспособность должника восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов не иначе, чем через применение ликвидационной процедуры.

Причины возникновения состояния неплатежеспособности:

Объективные:

природные катаклизмы;

политические катаклизмы;

несовершенство финансовой, кредитной, налоговой систем;

экономический и политический кризисы;

высокий уровень конкуренции.

Субъективные:

некомпетентное управление;

низкий уровень маркетинговых исследований;

биржевые спекуляции;

достижение заданной цели (преднамеренное и фиктивное банкротство).

Дело о банкротстве рассматривается Хозяйственным судом по месту регистрации должника на основании заявления кредиторов или самого должника. Дело о банкротстве возбуждается, только если бесспорные совокупные требования кредиторов превышают 300 минимальных размеров заработной платы и не были удовлетворены в течение 3-х месяцев после установленного срока их погашения.

К внесудовым процедурам, направляемым на предотвращение банкротства должника, относят:

оказание финансовой помощи в размере, достаточном для погашения обязательств должника и восстановления платежеспособности;

осуществление досудовой санации.

Против должника или банкрота могут быть предприняты следующие судовые процедуры:

Распоряжение имуществом должника - система мероприятий по надзору и контролю над управлением и распоряжением имуществом должника с целью обеспечения сохранности и эффективного распоряжения имущественными активами должника и проведения анализа его финансового положения;

Мировое соглашение - договоренность между должником и кредиторами об отсрочке или рассрочке платежей или прекращении обязательств по соглашению сторон. Мировое соглашение не может быть подписано относительно: выплаты выходного пособия уволенным работникам; расходов, связанных с ведением дела о банкротстве и работой ликвидационной комиссии;

Санация - система мероприятий, осуществляемых во время ведения дела о банкротстве с целью предотвращения признания должника банкротом и его ликвидации, направленных на оздоровление финансово - хозяйственного положения должника, а также удовлетворения в полном объеме или частично бесспорных требований кредиторов путем кредитования, реструктуризации предприятия, долгов и капитала и/или изменения организационно-правовой и производственной структуры должника. При этом выделяют четыре группы мероприятий: финансово-экономические, производственно-технические, социальные и организационно-правовые.

Ликвидация банкрота - прекращение деятельности субъекта предпринимательской деятельности, признанного судом банкротом, с целью осуществления мероприятий по удовлетворению требований кредиторов, признанных судом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Арутюнов, Ю.А. Антикризисное управление: Учебник для студентов / Ю.А. Арутюнов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 416 c.

Балдин, К.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: Учебное пособие / К.В. Балдин. - М.: Дашков и К, 2013. - 268 c.

Беляев, А.А. Антикризисное управление.: Учебник для студентов вузов / А.А. Беляев, Э.М. Коротков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 319 c.

Блинов, А.О. Антикризисное управление. Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов / В.Я. Захаров, А.О. Блинов, Д.В. Хавин; Под ред. В.Я. Захарова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 319 c.

Захаров, В.М. Антикризисное управление: Терминологический словарь / В.М. Захаров, Ю.И. Юров. - Ст. Оскол: ТНТ, 2013. - 492 c.

Згонник, Л.В. Антикризисное управление: Учебник / Л.В. Згонник. - М.: Дашков и К, 2013. - 208 c.

Зуб, А.Т. Антикризисное управление организацией: Учебное пособие / А.Т. Зуб, Е.М. Панина. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 c.

Ивасенко, А.Г. Антикризисное управление: Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, М.В. Каркавин. - М.: КноРус, 2013. - 504 c.

Круглова, Н.Ю. Антикризисное управление: Учебное пособие / Н.Ю. Круглова. - М.: КноРус, 2013. - 400 c.

Мурычев, А.В. Антикризисное управление кредитными организациями: Учебное пособие / А.М. Тавасиев, А.В. Мурычев; Под ред. А.М. Тавасиев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 543 c.

Орехов, В.И. Антикризисное управление: Учебное пособие / В.И. Орехов, К.В. Балдин, Т.Р. Орехова. , испр. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 268c.

Распопов, В.М. Превентивное антикризисное управление: Учебное пособие / В.М. Распопов, В.В. Распопов. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 432 c.

Шепеленко, Г.И. Антикризисное управление производством и персоналом: Учебное пособие / Г.И. Шепеленко. - Рн/Д: Феникс, ИКЦ МарТ, 2010. - 256 c.

При разбирательстве дела о банкротстве арбитражным судом вводится процедура наблюдения в отношении предприятия-должника.

Смысл установления данной дополнительной процедуры состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (то есть в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме). Поэтому введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволят определить состояние платежеспособности должника, сохранить его имущество и кроме этого является разумным компромиссом между соблюдением интересов предприятия-должника и кредиторов.

Наблюдение - одна из процедур банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Судебное заседание по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом проводится не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом. (Ст. 42 п. 6)

До момента, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве (принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения, или отказа в признании должника банкротом), в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния. Указанная процедура вводится арбитражным судом на 3 месяца с момента принятия им заявления о банкротстве.

Следует обратить внимание на то, что суд не во всех случаях назначает наблюдение. Оно не вводится в отношении ликвидируемого юридического лица, отсутствующего должника, организаций, осуществлявших незаконную деятельность по привлечению денежных средств, а также граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специального внимания заслуживает норма о назначении временного управляющего. Арбитражный суд в определении о введении наблюдения указывает о назначении временного управляющего (наблюдателя).

В случае если при вынесении определения о введении наблюдения невозможно определить кандидатуру временного управляющего, арбитражный суд выносит определение об отложении рассмотрения вопроса об утверждении временного управляющего на срок не более пятнадцати дней с даты вынесения определения о введении наблюдения (Ст. 49 п. 3).

При введении временного управляющего руководитель и администрация должника продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями по сделкам, связанным с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с распоряжением имуществом, балансовая стоимость которого более 10% стоимости активов должника, с получением и выдачей кредитов и займов. Арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности и возложить исполнение обязанностей руководителя на временного управляющего.

Временный управляющий назначается арбитражным судом при введении наблюдения с целью обеспечения сохранности имущества должника и подготовки решения в его отношении и действует до одного из следующих решений: до введения внешнего управления; до признания должника банкротом, открытия конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего; до отказа о признании должника банкротом; до утверждения мирового соглашения. Он может обращаться в арбитражный суд с требованиями о признании недействительными сделок, о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, об отстранении руководителя должника от должности.

Обязанности временного управляющего:

Принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

Проводить анализ финансового состояния должника;

Выявлять кредиторов должника;

Вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

Уведомлять кредиторов о введении наблюдения;

Созывать и проводить первое собрание кредиторов (Ст. 67).

В Законе определен статус арбитражного управляющего. Временным управляющим может быть назначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов (Ст. 19 п. 1).

В случае невозможности определения кандидатуры временного управляющего, то есть при отсутствии кандидатур, предложенных кредиторами, и предложений из числа лиц, зарегистрированных в качестве арбитражных управляющих, при принятии заявления о признании должника банкротом арбитражный суд обращается в государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, который в недельный срок с момента получения запроса предлагает кандидатуру временного управляющего. В случае отсутствия других кандидатур арбитражный суд может назначить временного управляющего из числа сотрудников государственного органа по представлению последнего, но не позднее, как было сказано выше, десяти дней с момента принятия указанного заявления (Ст. 42 п. 3). Следует отметить, что должник сам не вправе предлагать кандидатуру временного управляющего.

Временный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей временного управляющего:

В связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение временным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов;

В случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица временным управляющим, в том числе в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица временным управляющим (Ст. 65 п. 3).

Кредиторы могут предъявить свои требования к должнику в месячный срок с момента получения уведомления временного управляющего о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Указанные требования направляются в арбитражный суд и должнику. Установление размера требований кредиторов необходимо для участия голоса в первом собрании кредиторов и обладания на нем правом.

Требования кредиторов направляются временному управляющему с приложением документов, позволяющих определить указанные требования как установленные. Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований и в иных случаях, предусмотренных Законом. Например, Закон устанавливает, что кредиторы вправе предъявить свои требования и в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются внешнему управляющему. Кроме этого внешнему управляющему кредиторы направляют установленные в соответствии с Законом о банкротстве требования с приложением документов, позволяющих определить указанные требования как установленные.

Внешний управляющий в двухнедельный срок рассматривает соответствующие требования и заносит их в реестр требований кредиторов. В течение месяца с момента получения указанного требования о результатах его рассмотрения уведомляет кредитора.

Кредитор при несогласии с внешним управляющим обращается в арбитражный суд в месячный срок с момента получения уведомления от внешнего управляющего. При отсутствии возражений в указанный выше срок требования кредиторов считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, как они определены внешним управляющим.

Арбитражный суд в указанных в Законе случаях, в частности при непринятии руководителем мер по обеспечению сохранности имущества, вправе отстранить руководителя должника. В этих случаях исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на временного управляющего. Об отстранении руководителя должника от должности арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано, в том числе и руководителем должника.

С момента введения наблюдения аресты и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в процессе банкротства (ст. 81 п. 1). Закон содержит права и обязанности временного управляющего (ст. 66 - 67). Так, статья 66 содержит положения, определяющие права и обязанности арбитражных управляющих. В частности, согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 66 временный управляющий вправе предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных Законом о банкротстве. Возникает вопрос, является ли такой иск самостоятельным или он рассматривается в деле о банкротстве? Думается, что такого рода иски не должны рассматриваться в деле о банкротстве.

Подробно раскрываются обязанности временного управляющего по анализу финансового состояния должника, установлению размера требований кредиторов и созыву первого собрания (ст. 67).

Немаловажная роль в осуществлении процедур банкротства отводится Законом собранию кредиторов, образуемому в целях защиты интересов всех кредиторов.

Арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов принимает решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, или выносит определение о введении внешнего управления, либо утверждает мировое соглашение. Вместе с тем арбитражный суд вправе принять иное решение в установленных Законом случаях. В частности, если имеются достаточные основания полагать, что решение собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства принято в ущерб большинства кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление.

Особо следует отметить, что арбитражный суд, перед тем как принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или вынести определение о введении внешнего управления, или утвердить мировое соглашение, обязан проверить правомочность первого собрания кредиторов.

В том случае, если собрание кредиторов не приняло решения о введении внешнего управления или решения о заключении мирового соглашения либо временный управляющий в недельный срок не представил ни одно из указанных решений при наличии признаков банкротства, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Вместе с тем в случаях, предусмотренных в Законе о банкротстве, в частности, если после проведения первого собрания кредиторов появились обстоятельства, дающие достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, арбитражный суд вправе вынести определение о введении внешнего управления. Определение арбитражного суда о введении внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

С момента принятия какого-либо из указанных выше решений арбитражным судом процедура наблюдения прекращается. Временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до момента назначения внешнего или конкурсного управляющего.


Вопреки расхожему мнению, итогом дела о банкротстве предприятия далеко не всегда становится его ликвидация и распродажа его имущества.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (далее – Закон о банкротстве) предусматривает целый ряд процедур, применяемых в деле о банкротстве. Перечень этих процедур установлен частью 1 статьи 27 Закона о банкротстве:
1. Наблюдение
2. Финансовое оздоровление
3. Внешнее управление
4. Конкурсное производство
5. Мировое соглашение
Отметим, что, каждая из процедур заслуживает отдельного исследования, данным процедурам посвящены многочисленные научные работы и публикации. Не претендуя на полноту исследования, постараемся кратко охарактеризовать каждую из этих процедур, за исключением мирового соглашения, которое по своей природе схоже с мировым соглашением, предусмотренным АПК РФ.
1. НАБЛЮДЕНИЕ.
При стандартной процедуре банкротства по заявлению должника вводится процедура наблюдения, что подразумевает под собой: - назначение временного управляющего и установление ряда ограничений для руководства должника (в частности, сделки, связанные с отчуждением имущества должника, могут осуществляться только с согласия временного управляющего); - приостановление исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снятие арестов на имущество должника и иных ограничений в части распоряжения имуществом должника, наложенных в ходе исполнительного производства. В период наблюдения временный управляющий принимает меры по обеспечению сохранности имущества должника, проводит анализ финансового состояния должника, выявляет кредиторов должника, ведёт реестр требований кредиторов, уведомляет кредиторов о введении наблюдения, созывает и проводит первое собрание кредиторов. Срок наблюдения может быть различным, однако, с учетом положений ст. 51 Закона о банкротстве, он не превышает 7 месяцев, за исключением случаев, когда имеются основания для отложения первого собрания кредиторов и рассмотрения дела о банкротстве. По окончании процедуры происходит рассмотрение дела о банкротстве по существу арбитражным судом с принятием один из следующих судебных актов: решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; - решение об отказе в признании должника банкротом; - определение о введении финансового оздоровления; - определение о введении внешнего управления; - определение о прекращении производства по делу о банкротстве; - определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения; - определение об утверждении мирового соглашения.
2. ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ.
Определение о введении финансового оздоровления выносится при наличии возможности восстановления платежеспособности должника без проведения активных мероприятий на основании решения собрания кредиторов (это общее правило) либо в порядке исключения по ходатайству третьих лиц, при условии, что третьи лица предоставят обеспечение исполнения должником своих обязательств перед кредиторами. Финансовое оздоровление предполагает составление и утверждение графика погашения задолженности перед кредиторами. Срок финансового оздоровления указывается в определении суда и не может превышать двух лет. При этом требования всех кредиторов, включенные в реестр, должны быть погашены не позднее, чем за месяц до окончания срока финансового оздоровления.
3. ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ.
Определение о введении внешнего управления выносится, если платежеспособность должника может быть восстановлена путем активных мероприятий, предполагающих изменение в структуре производства и управления компанией. Внешнее управление предполагает в том числе: - назначение внешнего управляющего; - прекращение полномочий органов управления должника и собственника имущества должника; - утверждение плана внешнего управления; т.е. перечня мероприятий, в ходе которых планируется восстановить платежеспособность должника, в том числе: перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требования должника, исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами, увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц, размещение дополнительных обыкновенных акций должника, продажа предприятия должника, замещение активов должника. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев. Данный срок может быть продлен, но не более чем на шесть месяцев.
4. КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.
Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства выносится судом, если должник отвечает признакам банкротства, и при этом отсутствуют основания предполагать возможность восстановления его платежеспособности. Срок конкурсного производства составляет до шести месяцев. Он может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Конкурсное производство предполагает назначение конкурсного управляющего и реализацию имущества должников. При удовлетворении требований кредиторов в ходе конкурсного производства законом установлена следующая очередность: - в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда; - во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; - в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами. При этом переход к последующей очереди осуществляется только после полного удовлетворения требований предыдущей; при недостаточности средств для удовлетворения требований всех кредиторов в рамках одной очереди осуществляется пропорциональное удовлетворение. Каждая из процедур имеет свои особенности, различаясь, в том числе, кругом действий, которые должник или конкурсный кредитор вправе совершать для защиты своих интересов, что делает целесообразным привлечение к ведению дела профессионального юриста, имеющего соответствующий опыт.

Наблюдение

Важную роль среди общих положений о банкротстве занимают его процедуры (так называемый процессуальный плюрализм).

Воздействие на должника на различных этапах процесса о несостоятельности осуществляется с помощью различных мер, прямо предусмотренных законом. Первоначально, на этапе возбуждения производства по делу, это обеспечительные меры (наложение арестов на имущество должника, отстранение его от управления, анализ и установление финансового положения должника и др.); при наличии возможности восстановления платежеспособности должника - это восстановительные меры (меры по перепрофилированию производства, продаже предприятия должника, меры, осуществляемые в рамках моратория на удовлетворение требований кредиторов, меры по признанию ряда сделок должника недействительными и т.д.) и, наконец, ликвидационные меры, применяемые на основании решения о признании должника несостоятельным (банкротом), направленные на выявление дебиторской задолженности должника, формирование конкурсной массы, ее реализации, а также меры по удовлетворению требований кредиторов в порядке очередности, предусмотренной законодательством).

Таким образом, процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

Процедура наблюдения впервые была предусмотрена Законом о банкротстве 1998 г.

Данная процедура осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Несомненно, введение данной процедуры принципиально изменило ситуацию в плане последовательной защиты прав должника, с одной стороны, и прав кредиторов - с другой.

По Закону о банкротстве процедура наблюдения как бы выносится за рамки процедуры банкротства как таковой и является, по сути, дополнительной. Ее цель состоит в установлении, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Введение такой процедуры позволяет, с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а с другой - сохранить его имущество.



Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Представляется, что законодательное закрепление необходимости проверки требований кредиторов и уполномоченного органа в специальном судебном заседании позволит исключить возможность необоснованного ограничения прав должника, которое допускалось ранее действовавшим Законом о банкротстве 1998 г.

Вместе с тем законом предусмотрены некоторые исключения из этого правила. Так, наблюдение не применяется к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации (ст. 225 Закона о банкротстве), к отсутствующему должнику (ст. 228), к должнику-гражданину (ст. 27).

Кроме того, законом установлены некоторые особенности осуществления данной процедуры в отношении отдельных категорий должников, а именно: сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, профессиональных участников рынка ценных бумаг. В частности, на профессиональных участников рынка ценных бумаг не распространяются ограничения на совершение сделок, предусмотренных законом, а именно: на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по их поручениям и подтвержденные клиентами после возбуждения производства по делу о банкротстве (ст. 188 Закона о банкротстве). Обращает на себя внимание тот факт, что наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, т.е. не более чем через семь месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд. Таким образом, продолжительность наблюдения - семь месяцев. В отличие от Закона о банкротстве 1998 г. действующий закон не допускает увеличения срока наблюдения.

Введение процедуры наблюдения влечет за собой возникновение определенных правовых последствий. Среди таких последствий Закон о банкротстве называет следующие:

1) имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, предусмотренного законом. С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения их требований в индивидуальном порядке;

2) по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств и (или) иного имущества. Не подлежат приостановлению производства по делам о признании сделок недействительными и другим делам, при рассмотрении которых к должнику не заявляются требования, связанные со взысканием с него денежных средств;

3) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям должника. Однако закон устанавливает исключение из общего правила: не приостанавливается производство по делам о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью. Следует обратить внимание, что исполнительное производство по данным делам не будет приостановлено лишь при условии, что судебные решения, на основании которых возбуждены исполнительные производства, вступили в силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом;

4) запрещается удовлетворение требований участника должника - юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом его из состава участников. Поскольку участники юридического лица не признаются законом его кредиторами, следовательно, удовлетворение их требований производится только после полного удовлетворения требований кредиторов из оставшегося имущества должника по завершении конкурсного производства;

6) не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.

Поскольку должник ограничивается в распоряжении своими средствами, после введения наблюдения определение об этом направляется в банки и иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета (данные о счетах должника предоставляются самим должником либо запрашиваются в налоговых органах), в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы.

Закон о банкротстве содержит ряд положений, которые свидетельствуют об ограничении как правоспособности, так и дееспособности должника в этот период, при этом ограничение может быть:

1) частичное - в отношении сделок, совершаемых исключительно с согласия временного управляющего, а именно: сделок, связанных с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или с распоряжением таким имуществом иным образом; с распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника; сделок, связанных с получением и выдачей займов (кредитов), уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника;

2) полное - в отношении вопросов, решения по которым в период проведения процедуры наблюдения не может принимать ни руководитель должника, ни временный управляющий. Они связаны с реорганизацией и ликвидацией должника, созданием юридических лиц (или участием в иных юридических лицах), филиалов и представительств, выплатой дивидендов, размещением должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, выходом из состава участников должника, приобретением у акционеров ранее выпущенных акций (п. 3 ст. 64 Закона о банкротстве).

Рассмотрим пример. В ходе осуществления процедуры банкротства - наблюдения, введенной арбитражным судом в отношении муниципального предприятия (далее - предприятие), налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предприятия, согласно ст. 123 НК РФ, штрафа за невыполнение им как налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению сумм налога на доходы физических лиц.

Впоследствии решением суда, принятым по другому делу, предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство.

Определением суда первой инстанции, вынесенным по настоящему делу, заявление налогового органа оставлено без рассмотрения.

Постановлением суда апелляционной инстанции определение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Суды сочли, что требования о взыскании с предприятия сумм налоговых санкций в виде штрафа с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении его процедуры наблюдения могут быть предъявлены только в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Федеральный арбитражный суд, согласившись с этим выводом судов первой и апелляционной инстанций, оставил названные судебные акты без изменения.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указанные судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

Исходя из требований п. 1 ст. 63 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) с даты вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения требования об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на момент введения наблюдения, могут быть предъявлены только с соблюдением установленного указанным Законом порядка предъявления требования к должнику.

По смыслу гл. 8 НК РФ, к таким требованиям относятся требования, непосредственно вытекающие из закрепленной в ст. 57 Конституции РФ обязанности налогоплательщика своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы, - о взыскании задолженности по налогам и сборам и пени за их несвоевременную уплату (при условии, что они не являются текущими применительно к ст. 5 Закона о банкротстве).

Между тем, согласно п. 1 ст. 114 НК РФ, налоговая санкция представляет собой меру ответственности за совершение налогового правонарушения.

Пунктом 7 ст. 114 НК РФ закреплен принцип судебного привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Это, в частности, означает необходимость подтверждения в судебном порядке факта совершения налогового правонарушения, вины налогоплательщика, а также отсутствия обстоятельств, освобождающих его от ответственности, как обязательных условий привлечения к ответственности (ст. 106, 108, 109, 111 НК РФ).

Поэтому рассмотрение требований о взыскании сумм налоговых санкций в порядке, установленном ст. 71, 100 Закона о банкротстве, допустимо только при наличии вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в соответствии с требованиями гл. 26 АПК РФ. Такое решение будет являться основанием для включения взыскиваемой суммы штрафа в реестр требований кредиторов должника.

При названных обстоятельствах указанные судебные акты отменены Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ на основании п. 1 ст. 304 АПК РФ как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, дело - направлено на новое рассмотрение.

Отказ лица, подавшего заявление о признании должника банкротом, от заявленных требований, если в дело о банкротстве вступили другие конкурсные кредиторы, не влечет прекращение производства по делу о несостоятельности (банкротстве).

Типы применяемых по отношению к должнику процедур:

а) реорганизационные процедуры - процедуры, направленные на поддержание деятельности и оздоровление предприятия-должника в целях предотвращения его ликвидации:

Санация (оздоровление предприятия-должника) - реорганизационная процедура, когда собственником предприятия-должника, кредитором (кредиторами) или иными лицами оказывается финансовая помощь предприятию-должнику;

Внешнее управление имуществом должника - реорганизационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника и назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника предприятия-должника или кредитора (кредиторов) и осуществляемая на основании передачи функции по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему;

б) ликвидационные процедуры - процедуры, направленные на прекращение деятельности предприятия-должника:

Принудительная ликвидация предприятия-должника - процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по решению арбитражного суда;

Добровольная ликвидация предприятия-должника - внесудебная процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по соглашению между его собственником и кредиторами под контролем кредиторов;

в) мировое соглашение - процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

Определение процедур преодоления банкротства и мер, направленных на повышение устойчивости финансового состояния предприятия, осуществляется по результатам анализа финансового состояния.

К реорганизационным процедурам относят внешнее управление и санацию.

Санация (оздоровление предприятия-должника) - реорганизационная 1 процедура, когда собственником предприятия-должника, кредитором (кредиторами) или иными лицами оказывается финансовая помощь предприятию-должнику.

Внешнее управление имуществом должника - реорганизационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника и назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника предприятия-должника или кредитора (кредиторов) и осуществляемая на основании передачи функции по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему;

2. При рассмотрении вопросов введения внешнего управления следует обратить внимание на ряд его особенностей:

Оно существенно отличается от доверительного управления как по своим целям и организации, так и по ответственности управляющего. Если доверительный управляющий, не проявивший при управлении имуществом должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или учредителя управления, возмещает последним упущенную выгоду или убытки, то арбитражный управляющий такой ответственности не несет. В случае, когда арбитражному управляющему не удается достигнуть цели внешнего управления (восстановить платежеспособность предприятия-должника), он докладывает арбитражному суду о невозможности достичь поставленной цели. Суд может принять решение о продолжении внешнего управления или признании предприятия банкротом;

При внешнем управлении в большей степени сохранится преемственность в управлении, так как арбитражный управляющий лишь при необходимости отстраняет руководителя предприятия-должника от выполнения обязанностей по управлению предприятием и все его функции принимает на себя. В этом случае действующая на предприятии система управления адаптируется к внешнему управлению;

Внешнее управление носит черты коллегиальности - в нем принимают активное участие кредиторы. Собрание кредиторов может образовать комитет кредиторов, наделяемый определенными функциями. Последний имеет право требовать от арбитражного управляющего представления соответствующей информации и объяснений;

План проведения внешнего управления, проект которого разрабатывается арбитражным управляющим, утверждает собрание кредиторов. Если рассматриваемый план не получит одобрения (большинством в 2/3 от суммы требований кредиторов), арбитражный суд может вынести определение об отмене внешнего управления или назначить нового арбитражного управляющего.

Основными правилами проведения санации являются:

Состав участников санации определяется на основе конкурса. Преимущественное право на участие в проведении санации имеют собственник предприятия-должника, кредиторы, члены трудового коллектива этого предприятия. В случаях, если кандидатами на участие в санации являются собственник предприятия-должника и (или) члены трудового коллектива этого предприятия, они самостоятельно участвуют в санации. В обязательном порядке конкурс объявляется в том случае, если собственник предприятия-должника и члены трудового коллектива не воспользовались своим преимущественным правом;

В соглашении участников санации должно содержаться обязательство обеспечить удовлетворение требований всех кредиторов в согласованные с ними сроки, указываются предполагаемая продолжительность санации, согласованное с участниками санации распределение между ними ответственности перед кредиторами, ответственность одного или нескольких участников санации в случае их отказа от участия в санации после ее начала, а также другие условия, которые участники санации сочтут необходимым предусмотреть. За выполнение принятых обязательств участники санации несут солидарную ответственность;

В процессе проведения санации собственник предприятия-должника, любой из кредиторов или члены трудового коллектива предприятия-должника могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о неэффективном проведении санации или о действиях участников санации, ведущих к ущемлению интересов собственника предприятия-должника, либо кредиторов, либо членов трудового коллектива предприятия-должника. Арбитражный суд рассматривает такие заявления и принимает соответствующее решение вплоть до решения о прекращении санации.

К ликвидационным процедурам относят принудительную ликвидацию и добровольную ликвидацию.

Принудительная ликвидация предприятия-должника - процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по решению арбитражного суда.

Добровольная ликвидация предприятия-должника - внесудебная процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по соглашению между его собственником и кредиторами под контролем кредиторов.

Арбитражный суд, признав должника несостоятельным (банкротом), принимает решение о принудительной ликвидации и об открытии конкурсного производства в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов и объявления должника свободным от долгов, а также для охраны сторон от неправомерных действий в отношении один другого.

О решении уведомляются:

трудовой коллектив предприятия-должника;

соответствующие органы местного самоуправления;

местные финансовые органы;

банки и иные кредитные учреждения, обслуживающие должника.

Решение публикуется в «Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации».

Основные этапы процедуры принудительной ликвидации предприятия-должника".

Арбитражный суд принимает решение о принудительной ликвидации должника и открытии конкурсного производства;

Арбитражный суд назначает конкурсного управляющего;

Конкурсный управляющий управляет имуществом должника, созывает собрание кредиторов и проводит ликвидацию предприятия. Отчет о деятельности конкурсного управляющего утверждается арбитражным судом;

Предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра на основании решения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

С момента признания должника несостоятельным (банкротом) и принятия решения об открытии конкурсного производства:

Запрещается передача либо другое отчуждение имущества должника (кроме случаев, когда разрешение на отчуждение дано собранием кредиторов), погашение его обязательств. При этом платежи кредиторам-залогодержателям, а также внеочередные платежи не приостанавливаются;

Сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими;

Прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности предприятия-должника.

К результатам внесудебных процедур решения вопроса о несостоятельности относятся:

Договоренность между должником и всеми или частью кредиторов об отсрочке и (или) рассрочке причитающихся кредиторам платежей или скидке с долгов для продолжения деятельности предприятия-должника;

Добровольная ликвидация предприятия-должника под контролем кредиторов и официальное объявление должником о своей несостоятельности (банкротстве);

Продажа государственных предприятий-должников, их активов и находящихся в государственной собственности долей (паев, акций) в капитале указанных предприятий.

Добровольная ликвидация осуществляется в следующем порядке:

Решение принимает руководитель предприятия-должника совместно с кредиторами, оно утверждается собственником;

Собственник и (или) кредиторы назначают конкурсного управляющего;

Конкурсный управляющий управляет имуществом должника и созывает собрания кредиторов, на которых отчитывается о ходе ликвидации предприятия;

Предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра на основании представления. Предприятия-должники продаются на коммерческом или инвестиционном конкурсе без ограничения состава участников.

Объектом продажи предприятия-должника является единый имущественный комплекс предприятия, в состав которого входят основные средства, другие долгосрочные вложения (включая нематериальные активы), оборотные средства и финансовые активы, пассивы, его имущественные права, права на объекты промышленной и интеллектуальной собственности, земельные участки и иные объекты. Не подлежат продаже объекты социальной инфраструктуры и имущество специального назначения.