Объекты бытовой и социальной инфраструктуры. Объекты социальной сферы: перечень, классификация, характеристика, назначение. Объектами социальной инфраструктуры могут быть

Социальная инфраструктура – комплекс объектов и предприятий, которые обеспечивают функциональную жизнедеятельность населения, формирование интеллектуально развитого индивида.

Существует несколько подходов к внутреннему строению социальной инфраструктуры:

  • Интеллектуально – культурная и общественно – политическая деятельность (наука, средства массовой информации, образование, искусство, наука, общественные организации, культура, ассоциации, объединения, общества);
  • Сохранение и восстановление здоровья (физическая культура, спорт, туристическая индустрия, здравоохранение, социальное обеспечение, совершенствование окружающей среды);
  • Бытовое и коммунальное обслуживание (торговля, пассажирский транспорт, общественное питание, бытовое спецобслуживание, связь по обслуживанию граждан).

Функции инфраструктуры:

  • Создание специальных условий для создания новых демографических процессов и прогрессивных тенденций;
  • Формирование рабочей силы, которая будет качественно отвечать степени развития производства;
  • Правильное потребление трудовых ресурсов;
  • Обеспечение жилищных, бытовых, а также коммунальных условий для жизни населения;
  • Сохранение и улучшение здоровья населения;
  • Использование времени людей в правильных целях.

Но главная функция социальной инфраструктуры – это всестороннее развития человека, путем улучшения культурны, духовных и бытовых потребностей.

Отрасли инфраструктуры и их развитие ставят перед собой основные задачи, направленные на улучшение жизни, повышение благосостояния, формирование здорового и активного поколения.

Прежде всего, нужно устранить жилищную проблему: расселение коммунальных помещений, предоставление улучшенного жилья людям, которые нуждаются в этом; повышение становления социальной инфраструктуры; создать культурную сферу для полноценной жизнедеятельности человека; повышать профессиональный уровень населения для увеличения роста товаров и услуг; создать экологически чистую среду, для проживания и работы; гарантировать социальную защищенность граждан всех категорий; предоставление различных товаров и услуг, чтобы полностью удовлетворить потребности населения.

Понятие «объекты социальной инфраструктуры».

– это те объекты, которые обеспечивают потребности населения в жизненно важных товарах, услугах, и продуктах.

Объекты социальной инфраструктуры предоставляют существующую реальность, которая характеризуется совокупностью объектов, которые создают условия для продуктивной деятельности человека во всех сферах жизни. Однако существуют различные подходы классификации объектов социальной инфраструктуры, что представляют серьезное значение.

Социальная инфраструктура может быть «линейная» и «точечная». Линейная социальная инфраструктура — это наличие сети железных дорог, автомагистралей, линий электропередач, связи и т.д. Точечная инфраструктура – это сами объекты: ВУЗы, школы, театры, поликлиники, развлекательные центры и т.д. Применять такую классификацию можно на разных уровнях организации общества. В производственной организации будет большее применение точечной инфраструктуры (но есть элементы и линейной). В экономической сфере присутствует и линейная, и точечная, а также их взаимодействие.

Объектами социальной инфраструктуры могут быть:

  • Культурные комплексы;
  • Предприятия торговли;
  • Пассажирский транспорт;
  • Образовательные комплексы;
  • Учреждения здравоохранения;
  • Канализация и водообеспечение;
  • Финансовые учреждения;
  • Спортивные сооружения (стадионы, дома отдыха, плавательные бассейны).

Недостатком такой характеристики социальной инфраструктуры является перечисление ряда организаций, институтов, учреждений.

Социальную инфраструктуру вполне можно рассматривать по уровням соц. организации общества.

В управлении используются как общие показатели, так и расчётные, которые характеризуют обеспеченность отдельных объектов инфраструктуры. Ее состояние интересует как показатель общественных изменений. Разработка социальной инфраструктуры дает возможность изучения взаимосвязи материальной базы и содержательных процессов в развитии общества.

Важен также уровень большого экономического района, когда инфраструктура исследуется в рамках замкнутой системы. Можно сравнить показатели одной инфраструктуры с показателями других единиц и на основе сравнения получить информацию о достижениях анализируемого объекта и принятие действенных мер. Далее, на этом уровне, вводятся необходимые поправки в ее развитие в зависимости от культурной особенности региона и природно – климатических показателей.

Вконтакте

Особую значимость имеет деление социальной инфраструктуры при исследовании уровня развития муниципального образования и региона в целом.

В данном случае, инфраструктура муниципального образования изучается как отдельная социально-экономическая система, для нее рассчитываются показатели, которые впоследствии сравниваются с показателями других регионов для дифференциации социально-экономического развития каждого из них. В фокусе данного исследования будет анализироваться социальная инфраструктура регионального уровня.

Социальная политика муниципальных органов власти направлена на развитие социальной инфраструктуры, так как она формирует ключевые факторы социально-экономического развития в вопросах обеспечения жизнедеятельности общества, повышения качества жизни и в экономическом развитии отдельных ее отраслей.

Вопрос повышения качества жизни российских граждан является стратегической целью в политике государства. Указом Президента Росийской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» повышение качества жизни гарантируется «за счет обеспечения продовольственной безопасности, большей доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, современного образования и здравоохранения, спортивных сооружений, создания высокоэффективных рабочих мест, а также благоприятных условий для повышения социальной мобильности, качества труда, его достойной оплаты, поддержки социально значимой трудовой занятости, обеспечения доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур» .

Объекты социальной инфраструктуры – это те объекты, которые обеспечивают потребности населения в жизненно важных товарах, услугах, и продуктах.

Объекты социальной инфраструктуры предоставляют существующую реальность, которая характеризуется совокупностью объектов, которые создают условия для продуктивной деятельности человека во всех сферах жизни. Однако существуют различные подходы классификации объектов социальной инфраструктуры, что представляют серьезное значение.

Социальная инфраструктура может быть «линейная» и «точечная». Линейная социальная инфраструктура - это наличие сети железных дорог, автомагистралей, линий электропередач, связи и т.д. Точечная инфраструктура – это сами объекты: ВУЗы, школы, театры, поликлиники, развлекательные центры и т.д. Применять такую классификацию можно на разных уровнях организации общества. В производственной организации будет большее применение точечной инфраструктуры (но есть элементы и линейной). В экономической сфере присутствует и линейная, и точечная, а также их взаимодействие.



Объектами социальной инфраструктуры могут быть:

▪ Культурные комплексы;

▪ Предприятия торговли;

▪ Пассажирский транспорт;

▪ Образовательные комплексы;

▪ Учреждения здравоохранения;

▪ Канализация и водообеспечение;

▪ Финансовые учреждения;

▪ Спортивные сооружения (стадионы, дома отдыха, плавательные бассейны).

Недостатком такой характеристики социальной инфраструктуры является перечисление ряда организаций, институтов, учреждений.

Социальную инфраструктуру вполне можно рассматривать по уровням соц. организации общества.

В управлении используются как общие показатели, так и расчётные, которые характеризуют обеспеченность отдельных объектов инфраструктуры. Ее состояние интересует как показатель общественных изменений. Разработка социальной инфраструктуры дает возможность изучения взаимосвязи материальной базы и содержательных процессов в развитии общества.

Важен также уровень большого района, когда инфраструктура исследуется в рамках замкнутой системы. Можно сравнить показатели одной инфраструктуры с показателями других единиц и на основе сравнения получить информацию о достижениях анализируемого объекта и принятие действенных мер. Далее, на этом уровне, вводятся необходимые поправки в ее развитие в зависимости от культурной особенности региона и природно – климатических показателей.

Социальную инфраструктуру региона классифицируют по нескольким признакам (рис.1.2).

Рис. 1.2 Классификация социальной инфраструктуры с точки зрения структурирования ее элементов

Основные функциональные вопросы, возложенные на объекты социальной инфраструктуры, включают:



Охрану здоровья населения и улучшение численных показателей

здорового населения, то есть лечение различных заболеваний;

Создание необходимых условий для воспроизводства населения;

Активизацию демографических процессов;

Доступность услуг социальной инфраструктуры широким слоям населения;

Предоставление комплекса услуг, способствующего всестороннему развитию личности.

Корпоративный уровень направлен на деятельность компании и обеспечение качества жизни сотрудников. При взаимодействии с государством идет развитие более широкого территориального уровня социальной инфраструктуры.

Тип услуг в совместных проектах государства и бизнеса может быть любым: универсальные, целевые услуги, услуги для лиц с особыми потребностями и ограниченными возможностями. Выбор типа услуг зависит от формы взаимодействия и определяется социальными задачами, которые планируют решить региональные органы власти.

Состав «жесткой» инфраструктуры включает комплекс зданий, оборудований и сооружений, «мягкая» – это нефинансовые, организационно-управленческие ресурсы, используемые при оказании услуг населению.

На примере данной классификации выделяют четыре основные отрасли социальной инфраструктуры: образование, здравоохранение, культура и искусство, физкультура и спорт.

Развитие социальной инфраструктуры на всех этапах долгое время было функцией государства. В настоящее время все чаще в процесс инвестирования вовлекается частный бизнес.

В послании Федеральному собранию Президент РФ подчеркивает «важность привлечения частных инвестиций для реализации производственных и социальных проектов» . В стране идет становление законодательной базы и институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства: прорабатываются формы взаимодействия с частным бизнесом, учреждаются инвестиционные фонды, создаются кластеры и особые экономические зоны.

Прежде чем подробно описывать формы взаимодействия государства и бизнеса, рассмотрим основные понятия, необходимые для анализа инвестиционной деятельности в социальной сфере. Во-первых, уточним понятие «социальные инвестиции». Термин «инвестиции» определяют в зависимости от направления вложений, содержания, целевой установки, субъектов и объектов инвестиционной деятельности в соответствии с той сферой, где оно употребляется, общепринятого определения нет. В общем виде инвестиции – это «вложение капитала в денежной, материальной и нематериальной формах в объекты предпринимательской деятельности с целью получения текущего дохода или обеспечения возрастания его стоимости в будущем периоде» .Данное определение не является полным, но подчеркивает ряд ключевых признаков процесса инвестирования: целевая установка, долгосрочность, направление и содержание вложений.

Применительно к социальным инвестициям целевая установка будет отличаться, так как получение дохода рассматривается как благо, выраженное в материальной форме, а эффект от вложений в социальную сферу не всегда подается в материальной оценке.

Наиболее приближенным к социальной сфере можно назвать законодательно закрепленное определение, которое под инвестициями подразумевает «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли или иного полезного эффекта» .

В отличие от общего определения, рассматривающего инвестиции как экономическую категорию и получение дохода как основную цель инвестирования, данное определение закрепляет иные полезные эффекты в качестве цели. В случае с социальными инвестициями значимой является социальная эффективность и повышение качества человеческого капитала.

Социальные инвестиции тесно связаны с уровнем человеческого капитала. Развитие социальной инфраструктуры напрямую влияет на воспроизводство и качественное повышение уровня человеческого капитала, что повышает совокупную производительность труда, являющуюся ключевым фактором в повышении экономической эффективности в стране.

Главное отличие социального инвестирования от инвестирования - это вложение финансовых и других ресурсов в проекты, которые повышают социальную эффективность.

Под социальной эффективностью, в данном случае, подразумевается степень удовлетворения потребностей общества в услугах образования, здравоохранения, культуры и искусства, физической культуры и спорта .

Также как с определением инвестиций нет общепринятого определения для социальных инвестиций, существуют несколько подходов, которые рассматривают социальные инвестиции только с финансовой точки зрения, либо тесно связывают его с решением социально-значимых задач.

В зарубежной практике выделяют два подхода к определению социальных инвестиций.

Первый подход рассматривает социальные инвестиции, нацеленные на получение прибыли, где важное значение имеет финансовый результат.

Второй подход оценивает эффективность социальных инвестиций по результатам выполнения социальных либо экологических задач .

Определение, предлагаемое Ю. Багировой, относится больше ко второму подходу: «Социальные инвестиции – это вложения материальных, информационных, управленческих, технологических ресурсов, а также финансовых средств в расширенное воспроизводство человеческого капитала с целью повышения качества жизни и роста социально-экономической эффективности национальной экономики» . Данное определение не учитывает интересы бизнеса, как одного из главных субъектов инвестиционной деятельности, преследующего в первую очередь получение прибыли. В данном случае единственным субъектом инвестирования будет являться государство, вкладывающее бюджетные средства для повышения социального уровня развития страны.

Другое определение, которое под социальными инвестициями подразумевает «вложения в объекты социальной сферы с целью получения дохода и повышения уровня и качества жизни людей посредством удовлетворения их материальных, духовных или социальных потребностей» , учитывает и финансовый, и социальный характер инвестиций. Предлагается также определение социальных инвестиций, где бизнес является субъектом инвестиционной деятельности – это «материальные, технологические, управленческие, добровольческие или иные ресурсы, а также финансовые средства, используемые, как правило, из части финансовой прибыли компаний, и направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен определенный социальный и экономический эффект» .

При рассмотрении данных определений можно сделать разграничение по субъекту социального инвестирования. Если субъектом является государство, то главная цель инвестирования может ограничиваться решением социальных задач. В случае с бизнесом эта цель будет выполняться наиболее эффективно только при условии получения дохода, выраженного в материальной форме, а не в единицах социального блага. Данное утверждение действительно только в рамках первого подхода, в котором социальное инвестирование оценивают по финансовым результатам. В рамках исследования не будет рассматриваться инвестиционная деятельность компаний, направленная на решение социальных задач, а также улучшение имиджа, социальной значимости ведения бизнеса и пр.

Иной подход к определению социальных инвестиций представлен в работе С. Ященко . Он в составе социальных инвестиций выделяет более узкую категорию инвестиций в социальную инфраструктуру, для которых обязательным условием является получение дохода. Данный подход точнее соответствует достижению цели исследовательской работы в определении выгоды частного бизнеса от социального инвестирования. Соответственно, ограничим изучение широкой темы социальных инвестиций до инвестиций в социальную инфраструктуру, которая позволяет привлечь больший объем внебюджетных средств, за счет возможности для бизнеса получить прибыль от вложенных ресурсов.

Рассмотрим ключевые признаки социальных инвестиций.

Во-первых, это решение определенной социальной задачи, что актуально для всех субъектов социального инвестирования. Во-вторых, важным является измеримость социального эффекта. В-третьих, системный подход к привлечению ресурсов. Также процесс социального инвестирования отличает участие в программах партнерских организаций, таких как партнеры по отрасли, некоммерческие организации, средства массовой информации, органы власти и местного самоуправления. Для бизнеса – это, прежде всего, выгода или рост эффективности деятельности. И последним признаком является прозрачность реализации моделей инвестирования.

Классификация социальных инвестиций происходит по нескольким критериям (рис. 1.3).

Рис. 1.3 Классификация социальных инвестиций

Применительно к первой классификации инвестиции в социальную инфраструктуру являются добровольными, частные компании сами принимают решение об участии в процессе инвестирования, оценивая прибыльность проекта и возможные финансовые риски.

По второй классификации - естественными, так как они возникают планомерно по мере развития компании, а искусственные используются для улучшения имиджа при негативном влиянии на общественную среду.

По уровню реализации социальные инвестиции являются внешними, направленными вовне основной деятельности компании. Существует также деление внешних инвестиций на уровне территории, в которой располагается компания, на межрегиональном уровне и международном уровне. В данном случае рассматриваются все виды внешних инвестиций, так как территориальная принадлежность привлекаемых инвесторов является довольно широкой.

По степени активности бизнеса реактивные, инициатором проектов чаще выступают региональные органы власти. По направленности – косвенные, инвестиции осуществляются не в основную деятельность компании, а в объекты социальной инфраструктуры.

По результатам классификации выделим ключевые признаки процесса инвестирования в социальную инфраструктуру: добровольное участие бизнеса в решении социальных задач, соответствие целей инвестирования стратегии развития региона и страны в целом, единые стандарты заключения соглашений и оценки инвестиционной деятельности, долгосрочность инвестиционных проектов.

В то же время в сфере бизнеса сосредоточена высокая доля финансовых ресурсов, которая не участвует в инвестиционном процессе. Она представлена в виде прибыли компаний, личных сбережений физических лиц, накоплений различных фондов и других средств, не участвующих в экономическом процессе. Аккумулирование всей этой денежной массы может значительно увеличить интенсивность процессов инвестирования. Привлечение данного типа ресурсов в социальные проекты, как дополнительного источника финансирования, способствует более быстрому и эффективному развитию социальной сферы. В связи с этим процесс вливания внебюджетных средств на развитие социальной сферы становится значимым, и перед государством встает вопрос о создании действенного механизма привлечения частных инвесторов.

Главным инструментом в создании подобного механизма в России стало государственно-частное партнерство (ГЧП). ГЧП представляет собой союз между государством и бизнесом на институциональном и организационном уровнях в целях реализации общественно-значимых проектов.

Официальный сайт ГЧП в России определяет его как «привлечение органами государственного и (или) муниципального управления частного бизнеса для выполнения работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, модернизации или новому строительству объектов общественной инфраструктуры и предоставлению публичных услуг с использованием таких объектов на условиях разделения рисков, компетенций и ответственности, определяемых контрактом и совокупностью нормативных актов, действующих на момент его подписания» . Главная цель данного инструмента – это аккумуляция бюджетных и внебюджетных ресурсов, преимущественно денежных, для реализации проектов, имеющих общественную значимость во всех сферах экономики.

Практика применения механизма ГЧП является довольно распространенной в зарубежных странах. ГЧП активно используется при строительстве автомобильных и железных дорог, мостов, в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ и др. Наиболее успешный опыт реализации проектов в сфере ГЧП демонстрирует Великобритания. В этой стране каждый год заключается около 80 соглашений по сотрудничеству государства и бизнеса, а количество реализуемых проектов в сфере ГЧП перешло за тысячу .

Механизм реализации ГЧП носит название Частной финансовой инициативы (PrivateFinanceInitiative). Форма взаимодействия четко прописывает ответственность каждой из сторон при заключении соглашения: государство несет ответственность за предоставление социальных услуг, а бизнес берет на себя функцию строительства или модернизации объекта и организации необходимых условий для его эксплуатации. Большая часть проектов реализуется в сфере здравоохранения и образования, а реализация проектов обеспечивает значительную экономию бюджета страны.

В России на начальных этапах развития ГЧП возникает ряд сложностей с применением данного инструмента. В настоящее время в Минэкономразвития РФ действует Департамент инвестиционной политики и развития государственно-частного партнерства, созданы консультативные советы, также учреждена некоммерческая организация «Центр развития ГЧП».

Правовое обеспечение проектов осуществляется на основе федеральных законов «О концессионных соглашениях» (от 21.07.2005 г. №115-ФЗ), «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд» (от 05.04.2013 №44-ФЗ), «О соглашениях о разделе продукции» (от 30.12.1995 г. №225-ФЗ), на основе Гражданского и Бюджетного кодекса, региональных законов о ГЧП и др. Несмотря на сложившуюся институциональную среду, участие бизнеса в инвестиционных проектах все еще осложнено рядом вопросов. Для частных инвесторов важно, чтобы процесс инвестирования был прозрачным, и их инвестиции были надежно защищены. Задача государства обеспечить эту безопасность для частных инвестиций.

Прежде всего, нужна законодательная база, на основе которой будет происходить реализация инвестиционных проектов, чтобы снизить бюрократизацию управленческих решений и процессов, характерную для проектов с использованием бюджетных средств. Не менее важным для бизнеса при взаимодействии с государством является прозрачность процесса инвестирования. Частному инвестору необходимо отслеживать каждый этап инвестирования, знать, как используются его средства, и оценивать эффективность своих вложений.

Существующая законодательная база в области ГЧП не является совершенной и требует дальнейшей проработки. В Российской Федерации уже есть определенный опыт реализации проектов с использованием механизма партнерства, однако несовершенства правовой базы, препятствующие реализации, не принимаются во внимание при дальнейшей разработке законодательной базы. Также в законах рассматриваются не все формы сотрудничества, в которых заинтересованы частные инвесторы. Многие положения носят декларативный характер и слабое обоснование, что усложняет практическую реализацию проектов.

Несовершенство правового обеспечения, недостаточный управленческий опыт в проектном финансировании, а также ряд других факторов снижает привлекательность ГЧП для частных инвесторов. Еще одной сложностью является отсутствие у отдельно взятого инвестора необходимого объема средств для реализации крупного проекта. И в качестве решения данной проблемы к социальному инвестированию стали привлекаться институциональные инвесторы.

Институциональные инвесторы могут объединять несколько источников финансирования и инвестировать больший объем средств по сравнению с частным бизнесом. По определению это - «коллективные держатели ценных бумаг, формирующие инвестиционные резервы путем объединения временно свободных финансовых средств населения и предприятий (вкладчиков), инвестирующие их в ценные бумаги и инвестиционные проекты, выступающие посредниками между владельцами средств и объектами инвестирования с целью получения прироста собственного капитала и капитала вкладчика» .

Из определения следует, что институциональные инвесторы являются посредниками в инвестиционном процессе и берут на себя обязанности по управлению денежными ресурсами вкладчиков.

Институциональными инвесторами являются негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные фонды, кредитные союзы (банки). Схематично деление инвесторов представлено на Рис.1.4.

Рассмотрим подробнее деятельность каждого субъекта коллективного инвестирования.

Под негосударственным пенсионным фондом (НПФ) понимают «коммерческую или некоммерческую организацию, аккумулирующую денежные средства вкладчиков и участников с предоставлением последним в оговоренные сроки и при выполнении определенных условий пенсионных выплат» . Несмотря на то, что в определении говорится, что организация может быть, как коммерческой, так и некоммерческой, по закону они должны создаваться только в некоммерческой форме и сфера их деятельности ограничивается пенсионным обеспечением.

НПФ накапливают денежные ресурсы в виде пенсионных отчислений, получая взносы от вкладчиков, организация впоследствии выплачивает негосударственную пенсию. Фонд берет на себя ответственность по обеспечению доходности этих вложений. Накопленные средства инвестируются в активы высокой надежности, к которым относят «государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковские депозиты и в объекты недвижимости» . При размещении средств в другие активы привлекается управляющая компания. Негосударственные пенсионные фонды от государственных отличает работа с более рискованными инвестициями, которые в итоге дают более высокие по размеру пенсии.

Главное преимущество НПФ как институционального инвестора это привлечение средств на долгий срок, от 40 до 60 лет, что дает возможность организации инвестировать в долгосрочные проекты. Инвестирование – это основной вид деятельности для НПФ, при этом деятельность по инвестированию пенсионных накоплений не является предпринимательской. Как уже отмечалось выше, к процессу инвестирования могут привлекаться управляющие компании. При этом инвестиционная деятельность должна гарантировать норму доходности, которая будет покрывать инфляцию, чтобы сохранить пенсионные вложения.

Следующий институциональный инвестор – это страховые компании, которые занимаются оказанием страховых услуг. Данные организации получают страховые взносы вкладчиков, и выплачивает им компенсации при наступлении страховых случаев, возмещая потери и ущерб. Эффективность страховых компаний обусловлена обязательными видами страхования, а также добровольными. Объем страховых выплат ниже по отношению к страховым взносам, что дает компаниям значительный объем свободных денежных средств. Более того, они также, как и НПФ, для эффективного функционирования должны обеспечивать доходность и прибыльность имеющихся финансовых ресурсов. Направление деятельности компании также допускает долгосрочное инвестирование, однако продолжительность инвестиционных проектов у них ниже, чем у пенсионных фондов.

Также инвестиционную деятельность страховых компаний отличает снижение риска самих компаний, и они не допускают вложений, обладающих высокой степенью риска. Для многих страховых компаний характерны вложения в социальную инфраструктуру, что делает их важным субъектом социального инвестирования.

Одним из значимых субъектов коллективного инвестирования являются инвестиционные фонды. Инвестиционный фонд представляет собой организацию, занимающуюся коллективными инвестициями. Деятельность инвестиционного фонда направлена только на инвестиции, они не занимается вопросами пенсионного или страхового обеспечения. По форме образования инвестиционные фонды разделяют на акционерные и паевые. В соответствии с Федеральным законом №156-ФЗ «Об Инвестиционных фондах» исключительный предмет деятельности акционерного фонда – это инвестирование в ценные бумаги. Капитал организации формируется за счет продажи акций на фондовых рынках. При этом право управления инвестиционными резервами фонда передается в управляющую компанию. Паевые фонды представляют имущественный комплекс, также передаваемый на управление в управляющую компанию. Владельцы паев имеют долевое имущественное право на собственность компании.

Профессиональный подход к управлению инвестиционной деятельностью повышает доходность, прозрачность и эффективность процесса инвестирования, что делает данный субъект наиболее привлекательным для реализации проектов в социальной инфраструктуре.

Необходимо также отметить деятельность управляющих компаний, выполняющих функцию управления основными денежными ресурсами институциональных инвесторов. Права собственности на денежные ресурсы и имущество остаются у институциональных инвесторов, а управляющая компания берет обязательства по достижению поставленных инвестиционных целей с гарантией сохранения и накопления инвестиционных ресурсов.

В целях финансирования крупных инвестиционных проектов частный бизнес привлекает в процесс инвестирования институциональных инвесторов. Процесс вовлечения институциональных инвесторов может происходить напрямую, а также через органы государственной власти. Институциональные инвесторы заинтересованы в повышении доходности своих активов, а участие государства повышает безопасность такого рода вложений, в следствие этого институциональные инвесторы являются активными субъектами инвестиций в социальную инфраструктуру.

Таким образом, во времена плановой экономики инвестиции на развитие социальной сферы выделялись государством. С переходом экономики на рыночные отношения к процессу социального инвестирования стал привлекаться частный бизнес.

В настоящее время государство несет ответственность за эффективное функционирование всех отраслей социальной сферы, за разработку и реализацию социальных программ и выполняет главную регулирующую функцию в вопросах инвестирования социальных проектов. Государственные и муниципальные органы распоряжаются бюджетными денежными средствами, которые выделяются на развитие социальной сферы. Разграничение сферы ответственности происходит между федеральными, региональными и местными органами управления.

Однако по показателям уровня развития социальной сферы и состоянию социальной инфраструктуры за последнее десятилетие бюджетных средств недостаточно в целях обеспечения эффективного развития всех отраслей социальной сферы. Наблюдается точечное развитие отдельных городов или регионов, обладающих большими ресурсами для развития в пределах своего субъекта, и снижение уровня социально-экономического развития регионов, обладающих меньшими ресурсами. Неравномерное развитие регионов снижает общую социально-экономическую эффективность развития страны.


Глава 2. Анализ развития социальной инфраструктуры муниципальных образований

Инфраструктурными объектами в строительстве принято называть вспомогательные объекты, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность населения или эксплуатацию жилых, коммерческих, общественных, промышленных зданий и сооружений.

Строительство инфраструктурных объектов - важная ответственная сфера, от качества которой непосредственно зависит качество жизни в строящихся или существующих зданиях. По своему назначению инфраструктура делится на социальную и инженерную.

Что относится к инфраструктурным объектам?

Объекты социальной инфраструктуры обеспечивают жизнедеятельность населения. К таким объектам можно отнести:

  • Объекты социально-культурного назначения: дома культуры, театры, кинотеатры, другие развлекательные заведения;
  • Объекты жилищно-коммунального хозяйства: все, что связано с ЖКХ;
  • Объекты здравоохранения: больницы, поликлиники, станции скорой помощи и т.д.;
  • Образовательные учреждения: ясли, детские сады, школы;
  • Предприятия розничной торговли: магазины, киоски, супермаркеты;
  • Предприятия общественного питания: кафе, рестораны, закусочные);
  • Спортивные и оздоровительные учреждения: стадионы, клубы, площадки;
  • Пассажирский транспорт;
  • Финансовые учреждения: банки, сберкассы.

Наличие объектов социальной инфраструктуры в обозримой досягаемости - важный элемент качества жизни, существенно влияющий на престижность района.

К инженерной инфраструктуре относятся:

  • Системы электроснабжения (линии электропередач, подстанции, трансформаторы);
  • Системы водоснабжения (водопроводные магистрали, насосные станции и т.д.);
  • Системы водоотведения (канализационные системы);
  • Системы газоснабжения (газовые магистрали);
  • Системы связи (телефонные линии, локальные сети);
  • Системы наружного освещения (уличные фонари).

Состояние инженерной инфраструктуры и качество отдельных ее объектов оказывает существенное влияние на комфорт жителей, а также не в последнюю очередь влияет на стоимость единицы жилья в этом районе.

Реализуя очередной масштабный проект, компания АСК-АЗИМУТ проектирует и строит инфраструктурные объекты любой сложности. Имеющиеся в нашем арсенале технологические возможности и ресурсы позволяют не только успешно внедрять, но и гарантировать высокое качество и работоспособность объектов социальной и инженерной инфраструктуры, продолжительный срок их службы.

Помещения, сооружения, здания, где временно или постоянно находятся люди в значительном количестве, - это объекты социальной сферы. Их можно подразделить на классы и виды по способу использования. Объекты социальной сферы в наши неспокойные времена должны обеспечивать безопасность находящихся там людей, в том числе и от террористической угрозы. Здесь необходимо учитывать особенности контингента - возрастные, физического состояния и тому подобные, а также и его количество. Категорируются (классифицируются) такие объекты социальной сферы именно потому, что каждый класс и вид, то есть каждая категория, требует создания соответствующего уровня защиты, а это определяется спецификой и объёмом охранных, организационных, режимных и прочих мер для полной защиты их от угроз, в том числе и террористических.

Категории

Критериями классифицирования служат следующие параметры, выделенные практическим путём с точки зрения целесообразности:

1. Функциональные признаки.

2. Прогнозируемые последствия при совершении на объекте террористического акта.

3. Степень защищённости, которую имеют объекты социальной сферы.

4. Значимость и концентрация культовых, культурных, исторических, художественных, материальных ценностей, размещённых на данном объекте, и прогнозируемые последствия от преступных посягательств на эти ценности.

5. Количество персонала и граждан (посетителей), находящихся на объекте единовременно.

Однако главенствует при классификации функциональный признак: поликлиника это или детский театр, дом престарелых или стадион. Первая категория - это объекты временного, в том числе и круглосуточного, или постоянного проживания людей. Классификация объектов социальной сферы начинается с имеющих спальные помещения вне зависимости от возраста пребывающих там людей: школы-интернаты и детские учреждения, больницы, дома для престарелых и инвалидов (не квартирного типа), дошкольные детские учреждения. Далее идут пансионаты, мотели, кемпинги, дома отдыха и санатории, общежития, гостиницы. Здесь тоже очень важна охрана объектов социальной сферы. Сюда же относятся и жилые дома - многоквартирные. Вторым пунктом данной классификации являются учреждения культурно-просветительные и зрелищные, основные помещения которых характеризует массовое пребывание посетителей в те или иные периоды времени. Это может быть кинотеатр, концертный зал, клуб, цирк, детский театр и обычный, стадион и другие где есть расчётное число посадочных зрительских мест. К этому классу относятся как закрытого типа помещения, так и открытые трибуны. Например, конно-спортивный комплекс, где проводятся бега, а потому обустроены места для зрителей. Все музеи, танцевальные залы, выставки и тому подобные учреждения относятся тоже к этому классу.

Обслуживание населения

Учреждения, где посетителей больше, чем работников, их обслуживающих, относятся к третьему типу. Это объекты социальной сферы, перечень которых не так длинен. Это амбулатории и поликлиники, физкультурные оздоровительные учреждения. Сюда же относятся их помещения бытового плана, спортивно-тренировочные учреждения (без трибун). К четвёртому разделу данной классификации относят проектные и научные организации, учебные заведения, управленческие учреждения. Помещения эти используются лишь определённое время в течение суток, и находится там контингент постоянный, который привык к этим условиям. Обычно это люди определённого физического состояния и возраста. Например, школы и внешкольные, средние специальные, профессионально-технические учебные заведения, вузы, учреждения для повышения квалификации. Сюда же относят организации проектно-конструкторские, редакционно-издательские, информационные, научно-исследовательские, офисы, конторы, банки, управленческие учреждения.

Иначе классифицируются по видам охраны те же самые объекты социальной сферы. Определение их по классам происходит следующим образом. Есть объекты, которые подлежат государственной охране, для других - обязательна охрана ОВО (подразделения вневедомственной охраны), третьи охраняются ЧОО (частные четвёртых охраняют все - от МВД РФ до ЧОО, ОВО и тому подобных организаций, а пятые охраны не имеют никакой. Такое распределение производится с прогнозом возможных последствий, если будет совершён террористический акт, и основные критерии - это количество пострадавших, размеры материального ущерба, а также зона ЧС. Всё, что относится к объектам социальной сферы, классифицировано по этим двум признакам: функциональному и по видам охраны.

Социальная работа

Жизнедеятельность всех групп и слоёв населения зависит прежде всего от условий, которые предопределяет уровень развития общества, состояние социальной заботы, социальная политика и её содержание, а также и возможность реализации её. Характеристика объектов социальной сферы напрямую зависит от всего вышеперечисленного, поскольку социальные службы необходимы всем людям без исключения, вне зависимости от возраста, здоровья, рода занятий и так далее.

Население естественно структурировано, и основания у каждой структуры самые различные. Одним необходим театр, а другим конно-спортивный комплекс. Третьи же вообще оказались в настолько сложной жизненной ситуации, что без определённого объекта социальной сферы не могут разрешить возникшие проблемы. Такому контингенту необходима социальная помощь, поддержка, защита. Причинами могут послужить девиантное поведение, неблагополучие в семье, здоровье, сиротство, бездомность и тому подобное. Эти люди сами становятся объектом - но социальной работы определённых учреждений: судов, больниц, административных учреждений и других организаций.

Реалии

По можно определить другую важнейшую группу, требующую работы определённых объектов социальной сферы. Прежде всего это обстановка, среда, и так далее. Форма расселения тоже имеет исключительно важное значение, поскольку концентрация людей крайне неравномерна: в мегаполисе, например, даже государственный цирк имеется, а в селе и кинотеатр не выжил.

Бывают и промежуточные формы расселения, где тоже насыщенность объектами бытового и культурного назначения оставляет желать лучшего. Многим людям и сельская библиотека недоступна, поскольку в целом по стране они закрываются ничуть не реже, чем больницы, школы и детские сады. Транспорт и благоустройство, находящиеся в ведомстве местных административных объектов социальной сферы, практически повсеместно находятся в стагнации. Зато развиваются средства связи, почти всюду есть Интернет, а потому и сельская библиотека оказывается недостаточно востребованной.

Инфраструктура

Объекты социальной сферы составляют социальную инфраструктуру в совокупности предприятий и отраслей, которые обеспечивают нормальное существование и жизнедеятельность населения. Сюда можно отнести жильё и его строительство, сферу объекты культурного назначения, организации и предприятия системы здравоохранения, учреждения образования и дошкольного воспитания. Никак не обойтись без организаций и предприятий, связанных с досугом и отдыхом. Сюда же относятся: общественное питание, розничная торговля, сфера услуг, пассажирский транспорт, спортивные оздоровительные учреждения, связи по обслуживанию населения, юридические и нотариальные конторы, банки и сберегательные кассы... Перечень объектов социальной сферы значительно более длинен.

Процесс развития инфраструктуры значительно ускорился во всех без исключения странах с высоким уровнем экономических показателей начиная со второй половины двадцатого века. потребовала не только резкого повышения интеллекта и качества рабочей силы, но и укрепления здоровья. Изменились все трудовые мотивации, что послужило стимулом для развития самых разных областей социальной сферы. Создание качественно новой в технологическом отношении материальной базы в отраслях инфраструктуры обеспечило высокоэффективное её функционирование. Все отрасли материального производства претерпели научно-техническую революцию, что значительно сократило численность занятых там людей, и как следствие появилась возможность существенно перераспределить рабочую силу из производства в сферу услуг, поэтому разнообразие объектов инфраструктуры стало значительнее, и число их выросло во много раз. Повысились качество и уровень жизни населения в основной его массе.

Инфраструктура экономики

Классификация экономических объектов социальной сферы состоит из двух областей - производственной и непроизводственной, то есть социальной, которая, в свою очередь, делится на отрасли и подотрасли, связанные с производственным процессом. Так обеспечиваются условия общественной и трудовой деятельности людей, их существование обогащается услугами быта, культуры, межличностным и социальным общением. Таким образом вся социальная инфраструктура может быть поделена на социально-экономическую, обеспечивающую всестороннее развитие человеческой личности - это культура, здравоохранение, образование, и на бытовую, которая создаёт нужные условия для жизнедеятельности людей - это жилой фонд, коммунальное хозяйство, розничная торговля и так далее.

Статистические исследования, которые проводятся собственными силами внутри страны, а также международными организациями, в оценках на первое место ставят уровень социальной инфраструктуры. Например, такие показатели, как число коек в больницах, численность врачей, учителей в начальных и средних школах. Такие объекты характеризуют не только уровень социальной инфраструктуры, но и полностью существующую реальность. С помощью подобных исследований можно обозначить устойчивую совокупность всех вещественных элементов, которые обеспечивают условия рациональной и эффективной деятельности человека во всех сторонах личной и общественной жизни. Этот подход к классификации объектов социальной сферы является несколько общим, но по сравнению с другими имеет серьёзное значение в практическом применении.

Точечность и линейность

Социальная инфраструктура разделяется на "точечную" и "линейную", где последнюю нужно понимать как сети автомобильных и железных дорог, электропередачи и связи, и тому подобное. Определением точечности инфраструктуры являются сами объекты, как, например, театры, библиотеки, школы, поликлиники и всё остальное. Применять этот тип классификации можно практически на всех уровнях организации социальной сферы. Производственная организация имеет некоторые элементы линейной инфраструктуры, но в целом она точечная, а если брать во внимание уровень экономического региона, то разделение будет почти равным, причём - взаимодействующим.

Таким способом классификации ясно определяется форма организации инфраструктуры, без детализации её содержательной стороны. Изучая проблемы экономики региона, обычно употребляют понятия общерайонной инфраструктуры, элементов межрайонного значения объектов инфраструктуры и тому подобные. Если во главе угла не стоит специфическая определённость, которая всегда присуща социальной инфраструктуре, такое деление не только право на существование имеет, но и достаточно удобно для мониторинга крупных территорий.

Перечень

То, что объекты социальной инфраструктуры состоят из комплекса разнообразных учреждений образования, культуры и здравоохранения, предприятий общественного питания и торговли, пассажирского транспорта, водообеспечения и канализации, финансовых, почтовых и телеграфных учреждений, сооружений спортивных и оздоровительных (сюда входят не только дворцы спорта, стадионы и плавательные бассейны, но и дома отдыха, и парки с развлекательными и спортивными программами), - словом, невероятное количество абсолютно не похожих друг на друга образований, различающихся по своим функциям, целям и задачам, - говорит о невозможности составления цельной картины.

Поэлементная характеристика инфраструктуры похожа на обычный перечислительный ряд, где каждый институт, учреждение, организация практически никак не связаны друг с другом, а другие виды деятельности населения учитываются достаточно слабо. Удобнее и гораздо более правомерно классифицировать объекты социальной культуры относительно уровней организации рассматриваемого общества. Поскольку как таковой универсальный способ классификации отсутствует, деление происходит согласно поставленных перед аналитиками задач.

Анализ

Чаще всего начинают они с анализа инфраструктуры общества в целом. Практикой управления используются довольно широко и общие, и расчётные показатели, которые характеризуют уровень состояния, обеспеченности и тенденций к развитию каждого из элементов инфраструктуры. Сама разработка показателей предоставляет возможность изучить взаимосвязи и взаимовлияния содержательных процессов развития общества и существующей материальной базы.

На уровне большого экономического района социальную инфраструктуру исследуют в рамках её достаточно замкнутой системы экономики, при этом можно сравнивать показатели развития разных экономических единиц, что даёт основу для получения богатой информации относительно достижения, опережения или отставания того или иного объекта от других и для выработки решения по принятию действенных мер. Уже на этом уровне необходимо вводить определённые поправки к коэффициенту развития, учитывая природно-климатические, национальные и другие особенности данного региона.

Административное деление

Социальную инфраструктуру классифицируют и применительно к административному делению - республики, края, области, районы, города, поскольку это тоже необходимый элемент конкретизации всеобщих проблем. На любом из этих уровней могут отсутствовать какие-то из фрагментов социальной инфраструктуры. Если социальная организация не на высоте, набор объектов социальной сферы будет, естественно, ограничен. Главный критерий здесь количественный, чётко определяющий, насколько удовлетворены потребности населения в его повседневности. Есть необходимый набор элементов инфраструктуры, то есть определённый перечень объектов социальной сферы, который не заменить ничем. Ни одна, даже самая хорошая дополнительная столовая не заменит отсутствующую поликлинику, и даже если в районе есть клуб в каждом населённом пункте, а кое-где и шикарные дворцы культуры, это никак не оправдает закрытые детские сады.

Потребности другого порядка - высшее образование, определённые виды спорта, художественное творчество и тому подобное должны тоже удовлетворяться в полной мере. Такие элементы инфраструктуры должны быть распределены на территории соответственно количеству проживающего населения. Государственные театры, например, не открывают в городах, где менее двухсот пятидесяти тысяч жителей, однако обделёнными люди себя чувствовать не должны - их обязательно обслуживают: либо организуют поездки, либо ближайший театр гастролирует, а также обязательно создаются творческие самодеятельные объединения.

Кладбища традиционного захоронения и крематории

Кладбища для погребения после кремации

Примечания :

1. Участки дошкольных образовательных учреждений не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.

2. Приёмные пункты вторичного сырья следует изолировать полосой зелёных насаждений и предусматривать к ним подъездные пути для автомобильного транспорта.

3. После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до 50 м.

В городе Краснодаре и населённых пунктах сельских округов в районах застройки, подлежащих реконструкции, расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий детских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарного надзора, но оно должно быть не менее 100 м.

4. Участки вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.

На земельном участке больницы необходимо предусматривать отдельные въезды:

в хозяйственную зону;

в лечебную зону, в том числе для инфекционных больных;

в патологоанатомическое отделение.

124. На производственных территориях должны предусматриваться объекты обслуживания закрытой и открытой сети. Учреждения закрытой сети размещаются на территории промышленных предприятий и рассчитываются согласно СП 44.13330.2011 , в том числе:

помещения здравоохранения принимаются в зависимости от числа работающих:

при списочной численности от 50 до 300 работающих должен быть предусмотрен медицинский пункт.

Площадь медицинского пункта следует принимать:

12 кв. м - при списочной численности от 50 до 150 работающих;

18 кв. м - при списочной численности от 151 до 300 работающих. На предприятиях, где предусматривается возможность использования труда инвалидов, площадь медицинского пункта допускается увеличивать на 3 кв. м;

при списочной численности более 300 работающих должны предусматриваться фельдшерские или врачебные здравпункты;

организации общественного питания следует проектировать с учётом численности работников, в том числе:

при численности работающих в смену более 200 человек следует предусматривать столовую, работающую на полуфабрикатах. При обосновании допускается предусматривать столовые, работающие на сырье;

при численности работающих в смену до 200 человек - столовую-раздаточную;

при численности работающих в смену менее 30 человек допускается предусматривать комнату приёма пищи.

125. Объекты открытой сети, размещаемые на границе территорий производственных зон и жилых районов, определяются согласно приложению N 7 к настоящим нормативам градостроительного проектирования на население прилегающих районов с коэффициентом учёта работающих в соответствии с таблицей 23 .

В состав сети на таких территориях включаются объекты торгово-бытового назначения, спорта, сбербанки, отделения связи, а также офисы и объекты автосервиса.

Таблица 23

Соотношение: работающие (тыс. чел.) / жители (тыс. чел.)

Коэффициент

Расчётный показатель (на 1000 жителей)

торговля (кв. м торговой площади)

Общественное питание (мест)

бытовое обслуживание (рабочих мест)

продукты

промтовары

126. Радиус обслуживания населения объектами обслуживания, размещаемыми в жилой застройке в зависимости от элементов планировочной структуры (микрорайон (квартал), жилой район), следует принимать в соответствии с приложением N 7

127. Радиус обслуживания специализированными и оздоровительными дошкольными образовательными учреждениями и общеобразовательными школами (языковые, математические, спортивные и прочие) принимается по заданию на проектирование.

128. Дошкольные образовательные учреждения (далее - ДОУ) следует размещать в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 .

129. При размещении ДОУ следует учитывать радиус их пешеходной доступности в соответствии с приложением N 7 к настоящим нормативам градостроительного проектирования.

Расстояния от зданий ДОУ до различных видов зданий (жилых, производственных и др.) принимаются в соответствии с таблицей 23 и СП 35-103-2001 .

Расстояния от территории ДОУ до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей определяются в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам указанных объектов и сооружений.

130. Минимальная обеспеченность ДОУ, а также площади земельных участков для проектируемых ДОУ принимаются в соответствии с приложением N 7 к настоящим нормативам градостроительного проектирования.

131. Здания общеобразовательных учреждений допускается размещать:

на внутриквартальных территориях микрорайона, удалённых от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние 100 - 170 м;

на внутриквартальных проездах с периодическим (нерегулярным) движением автотранспорта только при условии увеличения минимального разрыва от границы участка учреждения до проезда на 15 - 25 м.

132. Не допускается размещать общеобразовательные учреждения на внутриквартальных и межквартальных проездах с регулярным движением транспорта.

133. Минимальную обеспеченность общеобразовательными учреждениями, площадь их участков и размещение принимают в соответствии с приложением N 7 к настоящим нормативам градостроительного проектирования.

134. Расстояния от зданий общеобразовательных учреждений до различных видов зданий (жилых, производственных и др.) принимаются в соответствии с таблицей 23 и СП 35-103-2001 .

Расстояния от территории общеобразовательных учреждений до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей определяются в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам указанных объектов и сооружений.

136. Учреждения начального профессионального образования - профессионально-технические училища (далее - учреждения НПО) следует размещать в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3.1186-03 .

Размещение учреждений НПО, в том числе зоны отдыха, спортивные площадки и спортивные сооружения для подростков, на территориях санитарно-защитных зон не допускается.

137. Расстояния от территории учреждений НПО до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей определяются в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам указанных объектов и сооружений.

138. Учебные здания следует проектировать высотой не более четырёх этажей и размещать с отступом от красной линии не менее 25 м в городе Краснодаре и крупных населённых пунктах сельских округов и не менее 10 м - в больших и средних населённых пунктах сельских округов.

Учебно-производственные помещения, спортзал и столовую следует выделять в отдельные блоки, связанные переходом с основным корпусом.

139. Размеры земельных участков для учреждений НПО следует принимать в соответствии с приложением N 7 к настоящим нормативам градостроительного проектирования.

140. Земельные участки, отводимые для средних и высших учебных заведений, должны обеспечивать размещение полного комплекса учебно-научных, жилых и хозяйственно-бытовых зданий и сооружений с учётом функциональной взаимосвязи с инженерной, транспортной и социальной инфраструктурами населённого пункта.

При расположении зданий средних специальных и высших учебных заведений вблизи скоростных дорог и магистральных улиц следует предусматривать отступ от границы проезжей части не менее 50 м, при этом общежитие рекомендуется размещать в глубине территории.

141. Административно-общественный центр с общеинститутскими службами должен иметь пешеходное сообщение со всеми учебными корпусами, а также с остановками общественного транспорта.

142. Расстояния от территории учебных заведений до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей определяются в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам указанных объектов и сооружений.

143. Размер земельного участка следует принимать как сумму площадей функциональных зон в соответствии с приложением N 7 к настоящим нормативам градостроительного проектирования.

144. Административно-общественный центр с общеинститутскими службами должен иметь пешеходное сообщение со всеми учебными корпусами, а также с остановками общественного транспорта.

145. В высших учебных заведениях с расчётным количеством студентов до 10 тысяч человек протяжённость территории учебной зоны не должна превышать 600 м, что обеспечивает 10-минутную пешеходную доступность до любого корпуса (в течение перерыва между лекциями).

В крупных высших учебных заведениях протяжённость территории учебной зоны может составлять более 2 км, поэтому пешеходная доступность (800 м) может быть ограничена одним - двумя факультетами.

146. Для заочных высших учебных заведений размеры участка учебной зоны определяются из расчёта 2,5 - 3 га на 1000 (расчётного количества) студентов, хозяйственной зоны - 0,5 га на 1000 (расчётного количества) студентов. Спортивная зона в заочных вузах не предусматривается.

147. Площадь участка жилой зоны рассчитывается на общую численность проживающих в общежитиях студентов, аспирантов и слушателей подготовительного отделения (с учётом предполагаемого приёма иногородних).

Удельный показатель площади на 1000 проживающих принимается в зависимости от этажности застройки:

5 этажей - 3 га;

9 этажей - 2 га;

12 этажей - 1,5 га.

148. Спортивную зону высшего учебного заведения следует размещать смежно с учебной и жилой зонами.

При проектировании комплекса высшего учебного заведения с расчётным числом студентов до двух тысяч спортивную зону рекомендуется кооперировать со спортивными зонами других высших и средних специальных учебных заведений при условии соблюдения радиуса пешеходной доступности от учебной зоны.

149. Хозяйственная зона должна размещаться в удобной связи со служебным входом в столовую и общежитие, а также с экспериментально-производственными корпусами. В состав хозяйственной зоны включаются хозяйственный двор, стоянка автомобильного транспорта с разгрузочными площадками, а также складские помещения и гаражи.

150. Площадь озеленения территории должна составлять не менее 30 - 50 процентов общей площади.

151. Въезды и входы на территорию учебных заведений, подъезды и подходы к зданиям в пределах территории проектируются в соответствии с требованиями подраздела III.5 "Зоны транспортной инфраструктуры" раздела III настоящих нормативов градостроительного проектирования.

153. Расстояние от территории лечебных учреждений до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей определяется в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам указанных объектов и сооружений.

154. Обслуживание организациями социальной инфраструктуры на территориях малоэтажной застройки в городских округах и поселениях определяется на основании необходимости удовлетворения потребностей различных социально-демографических групп населения.

155. Для ориентировочных расчётов показатели количества и вместимости объектов обслуживания территорий малоэтажной застройки допускается принимать в соответствии с СП 30-102-99 и приложением N 7 к настоящим нормативам градостроительного проектирования.

156. Для организации обслуживания на территориях малоэтажной застройки допускается размещение организаций с использованием индивидуальной формы деятельности - детского сада, магазина, кафе, физкультурно-оздоровительного и досугового комплекса, парикмахерской, фотоателье и других, встроенными или пристроенными к жилым домам с размещением преимущественно в первом и цокольном этажах и оборудованием изолированных от жилых частей здания входов с учётом следующих условий:

обустройство входа в виде крыльца или лестницы, изолированных от жилой части здания;

обустройство входа и временной стоянки автомобилей в пределах границ земельного участка, принадлежащего застройщику;

оборудования площадок для остановки автомобилей;

соблюдения норм благоустройства, установленных соответствующими муниципальными правовыми актами.

При этом общая площадь встроенных объектов не должна превышать 150 кв. м.

Указанные учреждения и предприятия могут иметь центроформирующее значение и размещаться в центральной части жилого образования.

157. Объекты со встроенными и пристроенными мастерскими по ремонту и прокату автомобилей, ремонту бытовой техники, а также помещениями ритуальных услуг следует размещать на границе жилой зоны.

158. Размещение встроенных предприятий, оказывающих вредное влияние на здоровье населения (рентгеноустановок, магазинов стройматериалов, москательно-химических и другое), в условиях малоэтажной застройки не допускается.

159. На земельном участке жилого дома со встроенным или пристроенным объектом обслуживания должны быть выделены жилая и общественная зоны.

Перед входом в здание необходимо предусматривать стоянку для транспортных средств.

160. В населённых пунктах сельских округов следует предусматривать объекты повседневного обслуживания первой необходимости, начиная с 50 жителей, и базовые объекты более высокого уровня обслуживания, размещаемые в административном центре населённого пункта.

Перечень объектов повседневного обслуживания населённого пункта сельского округа определяется в соответствии с приложением N 8 к настоящим нормативам градостроительного проектирования.

Помимо стационарных зданий необходимо предусматривать нестационарные объекты, передвижные средства и сезонные сооружения.

161. Расчёт обеспеченности организациями обслуживания, уровня охвата по категориям населения и размеры земельных участков определяются в соответствии с приложением N 7 к настоящим нормативам градостроительного проектирования.

162. Обеспечение жителей населённых пунктов сельских округов услугами первой необходимости должно осуществляться в пределах пешеходной доступности не более 30 минут (2 - 2,5 км).

Размещение организаций более высокого уровня обслуживания, в том числе периодического, необходимо предусматривать с пешеходно-транспортной доступностью не более 60 минут или в центре населённого пункта.

163. Радиус обслуживания населённых пунктов сельских округов принимается в пределах транспортной доступности не более 60 минут. При превышении указанного радиуса необходимо создание подрайонной системы по обслуживанию населённых пунктов сельских округов ограниченным по составу комплексом организаций периодического пользования в пределах транспортной доступности 30 - 45 минут.

164. Радиусы обслуживания населённых пунктов сельских округов допускаются:

дошкольных образовательных организаций - в соответствии с приложением N 7

общеобразовательных учреждений:

для учащихся I ступени обучения - не более 2 км пешеходной и не более 15 мин. (в одну сторону) транспортной доступности;

для учащихся II и III ступеней обучения - не более 4 км пешеходной и не более 30 минут (в одну сторону) транспортной доступности. Предельный радиус обслуживания обучающихся II - III ступеней не должен превышать 15 км;

организаций торговли - в соответствии с приложением N 7 к настоящим нормативам градостроительного проектирования;

поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек - не более 30 минут пешеходно-транспортной доступности.

165. Потребности населения в организациях обслуживания должны обеспечиваться путём нового строительства и реконструкции существующего фонда в соответствии с требованиями настоящих нормативов градостроительного проектирования.