Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства. Дипломатические иммунитеты и привилегии Дипломатическим иммунитетом обладают

Протокол и этикет дипломатического и делового общения Кузьмин Эдуард Леонидович

§ 17. Дипломатические привилегии и иммунитеты

Дипломатические привилегии и иммунитеты представляют собой совокупность особых прав и преимуществ, которыми обладают дипломатические представительства и их персонал в странах пребывания. Предоставляя такие права и преимущества, выводя тем самым иностранных дипломатов из-под своей юрисдикции, государства действуют на началах взаимности, руководствуются принципами суверенитета иравенства субъектов международного права, стремятся обеспечить диппредставительствам наиболее благоприятные условия для выполнения возложенных на них функций и задач.

В течение длительного времени дипломатические права и привилегии определялись обычными нормами, которые сложились главным образом на основе многолетнего применения отдельных правил, установленных Протоколами Венского (1815) и Аахенского (1818) конгрессов. Со второй половины XIX века предпринимались неоднократные попытки кодификации соответствующих норм частными лицами и организациями; попыталась, но, увы, безуспешно внести свою лепту иЛига Наций. И лишь только усилия Комиссии международного права ООН, вплотную занявшейся этой проблемой в50-е годы, привели к позитивным результатам. В итоге принятая в 1961 году Венская конвенция о дипломатических сношениях стала универсальным международно-правовым документом, в котором нашли наиболее полное отражение объем и характер дипломатических иммунитетов и привилегий. Позже были приняты и некоторые другие соглашения, относящиеся к регулированию международных отношений: в1963 году - Венская конвенция о консульских сношениях, а в1975 году - Венская конвенция о представительстве государств вих отношениях с международными организациями универсального характера.

В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. все иммунитеты и привилегии подразделены на две категории:

- относящиеся к дипломатическому представительству (неприкосновенность помещений, иммунитеты имущества и средств передвижения, корреспонденции иархивов; фискальный иммунитет; право на беспрепятственные сношения представительства с центром идругими представительствами своего государства; таможенные и иные привилегии);

- к дипломатическому персоналу и членам их семей (неприкосновенность личности, жилища; полный иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также от гражданской и административной юрисдикции в отношении исполнительных действий; фискальный иммунитет; таможенные привилегии; освобождение от личных повинностей). Допускаются, однако, некоторые изъятия. Так, вещный иск может быть предъявлен по поводу недвижимого имущества, которым дипломат или член его семьи владеют лично. Можно предъявить иск по наследственному делу, в котором дипломат или член его семьи выступает в качестве наследников, а также иск по поводу профессиональной или коммерческой деятельности, которой они занимаются в целях получения личной выгоды.

Дипломатический персонал имеет право свободного передвижения по территории государства пребывания с учетом правил о так называемых закрытых зонах, если таковые существуют. Рядом стран установлен уведомительный порядок передвижения, требующий подачи в МИД соответствующей ноты, вкоторой указываются время и маршрут поездки.

Государство пребывания обязано обеспечить эффективную внешнюю охрану помещений дипломатического представительства; не допускается вступление властей (следователи, судебные исполнители, пожарная инспекция и т. п.) в эти помещения без согласия главы представительства. Важно подчеркнуть, что гражданско-правовой статус здания и земельного участка, занимаемого представительством (аренда или собственность), не влияет на обладание иммунитетами и привилегиями.

Средства передвижения представительства (оснащены специальными номерами) пользуются иммунитетом от ареста, реквизиции, обыска и т. п. Однако задержание, к примеру, находящегося в них преступника не является нарушением дипломатического статуса, так как возможные принудительные действия будут направлены в этом случае против соответствующего лица, а не средства передвижения. Абсолютной неприкосновенностью пользуется дипломатическая почта; она не ограничивается также ни весом, ни количеством мест. Однако если для доставки корреспонденции используются обычные каналы, то должны строго соблюдаться действующие в этом случае специальные соглашения между заинтересованными государствами. При их нарушении почта может быть задержана и даже вскрыта.

Дипломатический багаж (предметы, предназначенные для официального пользования представительства, а также для личного пользования дипломата или членов его семьи) не облагается таможенными сборами и пошлинами. Личный багаж может быть досмотрен лишь в присутствии заинтересованного лица или его представителя при наличии серьезных оснований подозревать наличие в нем предметов, запрещенных к ввозу и вывозу. Правда, жизнь вносит коррективы и в эту, казалось бы, незыблемую норму дипломатической практики. В настоящее время во многих странах, ввиду нарастающей угрозы терроризма и ради обеспечения безопасности полетов, авиакомпании иногда производят досмотр багажа дипломатов и членов их семей и даже их личный досмотр.

В Целях повышения гарантий неприкосновенности личности дипломатов и членов их семей в 1973 году была принята Конвенция о предотвращениии наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (вступила в силу в 1977 г.)

Лица из состава административно-технического персонала, не являющиеся гражданами государства пребывания или не проживающие внем постоянно, не будучи дипломатами, пользуются тем не менее вместе с членами своих семей неприкосновенностью личности, жилища, фискальным иммунитетом, иммунитетом от уголовной юрисдикции, а от гражданской и административной - только в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей. Не облагаются таможенными пошлинами адресованные указанным лицам предметы первоначального обзаведения.

Вместе с тем член семьи дипломата, являющийся гражданином государства пребывания, не пользуется дипломатическими иммунитетами и привилегиями.

Что же касается лиц из обслуживающего персонала, то они пользуются иммунитетом лишь вотношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей иосвобождаются от налогов, сборов ипошлин на заработок, получаемый ими по службе. Причем и эти ограниченные иммунитеты не предоставляются гражданам государства пребывания или лицам, постоянно проживающим внем.

В Российской Федерации, как и в других странах, принцип неприкосновенности иностранного дипломата вступает в силу со времени его прибытия в страну и сохраняется даже при разрыве (приостановке) дипломатических отношений. Нарушение личной неприкосновенности, нападение на дипломата рассматриваются как серьезнейший инцидент, чреватый самыми негативными последствиями для отношений между государствами. Не допускаются и какие-либо дискриминационные меры в отношении предоставления дипломатических привилегий и иммунитетов.

Вопрос об ответственности дипломата за совершенное им преступление решается по дипломатическим каналам. Иностранный дипломат может быть объявлен «нежелательным лицом» («персоной нон грата») и выдворен за пределы России. Ответственность за свершенное он несет по законам своей страны. В собственных интересах дипломат может на добровольной основе давать свидетельские показания в устной или письменной форме. Это может, например, иметь место, когда в отношении дипломата совершен недружественный акт, когда он оказался вовлеченным в дорожно-транспортное происшествие или иной какой-то инцидент. Отказ от иммунитета от юрисдикции осуществляется аккредитующим государством и всегда должен быть определенно выраженным.

В подтверждение принадлежности иностранцев к дипломатическому персоналу Протокольный департамент МИД РФ выдает дипломатам и членам их семей идентифицирующие их дипломатические карточки - специальные документы, в которых удостоверяется, что их владельцы пользуются всеми привилегиями и иммунитетами, предусмотренными Положением о дипломатических и консульских представительствах, действующим в нашей стране. Основанием для выдачи карточки служат дипломатический паспорт, выданный аккредитующим государством, и указанный в нем ранг. В знак подтверждения особого статуса транспортных средств дипкорпуса в Российской Федерации органами внутренних дел выдаются особые номерные знаки: СМД - главам дипломатических миссий, Д - дипломатическим сотрудникам, Т - административно-техническому и обслуживающему персоналу посольств в Москве.

Венской конвенцией 1961 года возложен и ряд обязанностей на дипломатические представительства и его сотрудников в отношении государства пребывания. Представительство должно использовать свои помещения только для официальных целей и вести все официальные отношения с государством пребывания через министерство иностранных дел и другие ведомства, в отношении которых будет достигнута соответствующая договоренность. Обязанности персонала состоят в том, чтобы уважать законы и постановления государства пребывания и не вмешиваться в его внутренние дела. Дипломат не может заниматься в стране пребывания профессиональной и коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Конвенция о специальных миссиях 1969 года (Советский Союз не подписал ее в свое время), международный обычай, а также специальные соглашения между заинтересованными сторонами регламентируют вопросы привилегий и иммунитетов глав государств и иных лиц высокого ранга, других представителей и членов выезжающих за границу специальных миссий. Уставом ООН, Конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера и рядом других международно-правовых документов регулируются особенности правового статуса, иммунитеты и привилегии международных организаций, их должностных лиц и служащих.

Из книги Большая книга афоризмов автора Душенко Константин Васильевич

Привилегии См. также «Справедливость» В этом мире люди ценят не права, а привилегии. Генри Луис Менкен Рядом с большими воротами всегда есть крохотная калитка. Владислав Гжегорчик Оборот «иметь привилегии» редко встречается в первом лице единственного числа. Лешек

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Из книги Индия. Юг (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Из книги Индия: Север (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Работники дипломатических представительств пользуются определенными иммунитетами и привилегиями, т. е. льготами, преимуществами, которые обычным иностранцам не предоставляются. В полном объеме иммунитеты и привилегии предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей.

Иммунитет – это изъятие представительства и его сотрудников из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания.

Привилегии – это льготы, преимущества, которые рядовым иностранцам не предоставляются.

Иммунитеты и привилегии предоставляются с целью создания наиболее благоприятных условий для осуществления своих функций дипломатическим представительством.

Различают иммунитеты и привилегии дипломатических представительств и непосредственно самих сотрудников дипломатических представительств.

Дипломатические представительства обладают следующими привилегиями и иммунитетами:

  1. неприкосновенность помещений представительства, т. е. никто не может проникнуть на территорию представительства, иначе как с согласия главы представительства;
  2. помещение представительства, а также находящееся там имущество, включая средства передвижения, пользуются комплексом иммунитетов (от обыска , ареста , исполнительных действий и т. д.);
  3. представительство освобождается от всех налогов , существующих на территории государства, на котором оно расположено;
  4. архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Это правило распространяется также на официальную корреспонденцию и дипломатическую почту, которая не подлежит вскрытию и задержанию ;
  5. сотрудники представительства имеют право свободно передвигаться в стране пребывания.

Сотрудники представительства пользуются следующими привилегиями и льготами:

  1. личность дипломатического сотрудника неприкосновенна. Дипломат не подлежит аресту или задержанию в какой-либо форме;
  2. частные помещения дипломатического сотрудника пользуется той же неприкосновенностью, что и помещения дипломатического представительства;
  3. дипломатический сотрудник пользуется иммунитетом от уголовного преследования страны пребывания;
  4. дипломатический сотрудник также пользуется иммунитетом от административной и гражданской ответственности страны пребывания.

Кроме вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства; исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический сотрудник выступил в качестве исполнителя завещания, наследника, попечителя или отказополучателя, а также исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломатического сотрудника за пределами его профессиональных функций.

Привилегии, т. е. преимущества, и иммунитеты как совокуп­ность особых прав, характеризующих невосприимчивость к юрис­дикции, предоставляются как зарубежным органам внешних сно­шений, так и их главам и сотрудникам. Соответственно различа­ются привилегии и иммунитеты дипломатического представи­тельства и привилегии и иммунитеты дипломатических агентов.

Привилегии и иммунитеты дипломатического предста­вительства. Дипломатическому представительству как органу аккредитующего государства на территории государства пре­бывания в соответствии с международным правом и националь­ным законодательством предоставляются особые льготы, пре­имущества.

В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях помещения представительства неприкосно­венны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также сред­ства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям.

Эти конвенционные нормы воспроизведены в Положении о дипломатических и консульских представительствах иностран­ных государств на территории СССР 1966 г., которое в опреде­ленной мере продолжает регламентировать поведение россий­ских правоохранительных органов. Это учтено (к сожалению, не во всем) в ряде специальных законов. Так, в Законе РСФСР "О милиции" 1991 г. при закреплении в ст. 11 права сотрудни­ков милиции беспрепятственно входить в помещения, занимае­мые предприятиями, учреждениями и организациями, и прово­дить осмотр в одном случае (п. 25) сделана важная оговорка: "кроме иностранных дипломатических представительств", в Другом (п. 18) такая оговорка отсутствует, хотя регулируются сходные ситуации.

Неприкосновенны архивы, документы, официальная кор­респонденция представительства. Это преимущество отличает­ся от провозглашенного в ч. 2 ст. 23 Конституции права каждого на тайну переписки и т. п., поскольку не может быть ограниче­но на основании судебного решения.



Согласно Конвенции государство пребывания должно раз­решать и охранять свободные сношения для всех официальных целей. С этим связано право представительства использовать все подходящие средства, включая дипломатических курьеров. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задер­жанию. Для установки и эксплуатации радиопередатчика необ­ходимо согласие государства пребывания.

В соответствии с международным правом Таможенный ко­декс РФ предусматривает таможенные льготы для дипломати­ческих представительств при ввозе в нашу страну и вывозе из страны предназначенных для официального пользования пред­ставительств товаров с освобождением от таможенных плате­жей (ст. 202).

В отношении помещений представительства - как собст­венных, так и наемных - предусмотрено освобождение от на­логов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют со­бой плату за конкретные виды обслуживания.

Представительству и его главе принадлежит право поль­зоваться флагом и эмблемой своего государства на принадле­жащих им помещениях и средствах передвижения.

Конвенция возлагает на государство пребывания специаль­ную, как сказано в ч. 2 ст. 22, обязанность принимать все надле­жащие меры для защиты помещений представительства от вся­кого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорб­ления его достоинства. Это обязательство учтено в Федераль­ном законе "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" 1995 г. В перечне ее обязанностей: обес­печивать во взаимодействии с органами внутренних дел безо­пасность представительств иностранных государств на терри­тории Российской Федерации (п. "н" ст. 12).

Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 41 Конвенции помещения представительства не должны использоваться в целях, не со­вместимых с его функциями.

Привилегии и иммунитеты главы дипломатического пред­ставительства и дипломатических агентов. Конвенция содер­жит общие для всех дипломатических агентов, включая главу дипломатического представительства, нормы относительно при­вилегий и иммунитетов. Прежде всего зафиксирована неприкосновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. В данной ситуации даже судебное решение (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ) не может быть основани­ем ареста, заключения под стражу или содержания под стра­жей.

Государство пребывания обязано относиться к нему с долж­ным уважением и принимать все надлежащие меры для преду­преждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство. При этом его частная резиденция пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения пред­ставительства.

Воплощением и конкретизацией этой общей нормы явля­ются обязательства государств в соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, поль­зующихся международной защитой, в том числе дипломатиче­ских агентов, 1973 г.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уго­ловной и административной юрисдикции. Согласно ч. 4 ст. 11 Уголовного кодекса РФ дипломатические представители ино­странных государств пользуются иммунитетом. Положение об иммунитете от административной юрисдикции содержится в ст. 17 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространя­ется на случаи:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребы­вания, если только дипломат не владеет им от имени аккреди­тующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попе­чителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или ком­мерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в госу­дарстве пребывания за пределами официальных функций.

В связи с последним пунктом следует иметь в виду, что согласно ст. 42 Венской конвенции дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональ­ной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Наше законодательство - упомянутое выше Положение о дипломатических и.консульских представительствах 1966 г. - несколько иначе формулирует эти нормы и предусматривает, что иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи, когда глава представительства и члены дипло­матического персонала вступают в гражданско-правовые отно­шения как частные лица в связи с исками о принадлежащих им строениях на территории нашей страны, наследовании или дея­тельностью, осуществляемой ими за пределами официальных функций.

Дипломатический агент не обязан давать показания в ка­честве свидетеля. К этой норме Конвенции Положение 1966 г. добавляет, что в случае согласия давать такие, показания он не обязан для этого являться в судебные или следственные ор­ганы.

Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включае­мых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижи­мое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.

Ввозимые в страну предметы, предназначенные для лич­ного пользования дипломата или членов его семьи, освобожда­ются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобо­ждается от таможенного досмотра, если нет оснований предпо­лагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз кото­рых запрещен. Соответствующие положения закреплены в Та­моженном кодексе РФ (ст. 203).

Указанными "в Венской конвенции привилегиями и имму­нитетами пользуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами госу­дарства пребывания.

Дипломатические курьеры при исполнении своих обязан­ностей пользуются личной неприкосновенностью и не подле­жат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

В определенной степени привилегии и иммунитеты рас­пространяются на членов административно-технического и об­служивающего персонала и живущих вместе с ними членов семей (при этом ко всем относится оговорка: "если они не явля­ются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно").

Как сказано в преамбуле Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях, привилегии и иммунитеты "предоставляют­ся не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффектив­ного осуществления функций дипломатических представи­тельств как органов, представляющих государства". Из этого следует норма, что в иммунитете от юрисдикции дипломатических агентов может отказать только само аккредитующее госу­дарство.

Совершение дипломатическим агентом серьезного право­нарушения может стать основанием для объявления его неже­лательным лицом (persona non grata). В таком случае аккреди­тующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобож­дает его от юрисдикции аккредитующего государства.

Привилегии и иммунитеты предоставляются зарубежным органам внеш­них сношений, их главам и сотрудникам.

В доктрине сложились три теории об основаниях дипломатических при­вилегий и иммунитетов.

В соответствии с теорией экстерриториальности послы, если и пребы­вают физически на территории другого государства, в юридическом смысле рассматриваются как продолжающие находиться на территории своего суве­рена и, следовательно, вне территории (extra territorium).

Теория представительного характера проистекает из учения Г. Гроция о посольской неприкосновенности. «Посол представляет особу своего монар­ха, - пишет Г. Гроций, - он находится как бы вне территории того государст­ва, где выполняет свои функции». Великий московский князь Иван III: «По­сол речи говорит и лицо носит своего государя».

Наибольшее распространение получила теория функциональной необ­ходимости, согласно которой объем привилегий и иммунитетов определяется функциями, которые выполняет дипломатический представитель.

Согласно преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях привилегии и иммунитеты «предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства».

Различаются привилегии и иммунитеты дипломатического представи­тельства и привилегии и иммунитеты дипломатических агентов.

Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства. Дипломатическому представительству в соответствии с международным пра­вом и национальным законодательством предоставляются особые льготы и преимущества. В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломатиче­ских сношениях 1961 г. помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без со­гласия главы представительства. Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также средства передвижения не могут подвергаться обы­ску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям.

Венская конвенция о дипломатических сношениях возлагает на государ­ство пребывания обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Это обязательство учтено в Федеральном зако­не «О федеральной службе безопасности». В перечне ее обязанностей - обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории РФ (п. «н» ст. 12).

Эти конвенционные нормы воспроизведены в национальном законода­тельстве. Так, в ст.11 Закона РФ «О милиции» предусмотрено право сотруд-

ников милиции использовать в предусмотренных законодательством случаях транспортные средства организаций и граждан, за исключением транспорт­ных средств, принадлежащим дипломатическим, консульским, иным пред­ставительствам иностранных государств, международным организациям (п. 28). Норма аналогичного содержания закреплена в п. 12 Положения о ГИБДД МВД РФ (права Госавтоинспекции). Однако такой оговорки не предусмотре­но при закреплении права сотрудников милиции беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями и организациями (п.

18) и проводить осмотр (п. 25).

Неприкосновенны архивы, документы, официальная корреспонденция представительства. Как и неприкосновенность помещений, она носит абсо­лютный характер и не содержит каких-либо исключений. Это преимущест­во отличается от предусмотренного ч. 2 ст. 23 Конституции РФ права каж­дого на тайну переписки, поскольку не может быть ограничено на основа­нии судебного решения.

Помещения представительства, как собственные, так и наемные, освобо­ждены от налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.

Следует различать привилегии и иммунитеты. Под привилегиями пони­маются особые правовые преимущества, такие как право на пользование спе­циальными знаками, флагом и эмблемой своего государства на принадлежа­щих им помещениях и средствах передвижения, право организовать свою жизнь в государстве пребывания на основе обычаев и традиций своей страны.

Согласно Венской конвенции о дипломатических соглашениях 1961 г. го­сударство пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения для всех официальных целей. В этих целях государство может использовать дипломатических курьеров и закодированные депеши, специальные средства связи (шифрованные сообщения, курьеры). Дипломатическая почта не под­лежит ни вскрытию, ни задержанию. Дипломатический курьер пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Для установки и эксплуатации радиопередатчика необ­ходимо согласие государства пребывания.

В соответствии с международным правом национальное законодательство предусматривает таможенные льготы. Дипломатические представительства освобождены от таможенных платежей при ввозе в нашу страну и вывозе из нее товаров, предназначенных для официального пользования представи­тельств (ст. 299 ТК РФ).

Привилегии и иммунитеты дипломатических агентов. Личность ди­пломатического агента, включая главу дипломатического представительства, неприкосновенна. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство.

Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Согласно ст. 3 УПК РФ процессуальные действия в отношении лиц произво­дятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашива­ется через МИД РФ.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной и админи­стративной юрисдикции. Согласно ч. 4 ст. 11 УК РФ дипломатические пред­ставители иностранных государств пользуются иммунитетом. Вопрос об им­мунитете от административной юрисдикции разрешается в соответствии с нормами международного права (ст. 2.6 КоАП РФ).

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской юрис­дикции, за исключением случаев:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только ди­пломат не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат вы­ступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой дея­тельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за преде­лами официальных функций.

Согласно ст. 42 Венской конвенции о дипломатических сношениях ди­пломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания про­фессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не осво­бождает его от юрисдикции аккредитующего государства.

Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля.

Частная резиденция пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства (ст. 30 Венской конвенции 1961 г.).

В соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступле­ний против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипло­матических агентов 1973 г., любой представитель или должностное лицо го­сударства, или любое должностное лицо, или иной агент межправительствен­ной международной организации, который во время, когда против него, его официальных помещений, его жилого помещения или его транспортных средств было совершено преступление и в месте совершения такого преступ­ления, имеет право на специальную защиту от любого нападения на его лич­ность, свободу и достоинство, а также проживающие с ним члены его семьи.

Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и по­шлин, за исключением косвенных налогов, включаемых в цену товара или об­служивания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижимое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.

В соответствии со ст. 300 Таможенного кодекса РФ ввозимые в страну предметы, предназначенные для личного пользования дипломата или членов его семьи, освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобождается от таможенного досмотра, если нет оснований предполагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен.

На основе ст. 35 Венской конвенции 1961 г. дипломатический агент осво­бождается от всех трудовых и государственных повинностей.

Указанными в Венской конвенции привилегиями и иммунитетами поль­зуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами государства пребывания.

В практике большинства государств является общепризнанным, что члены административно-технического и обслуживающего персонала пользуются имму­нитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обя­занностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получае­мый по своей службе. При этом ко всем относится оговорка «если они не являют­ся гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно».

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года уделяет значительное внимание дипломатическим привилегиям и иммунитетам. И это не случайно, потому что институт привилегий и иммунитетов существует специально для обеспечения выполнения дипломатическим представительством и его персоналом своих функций. Этот институт возник в глубокой древности и первоначально его нормы действовали в качестве обычных. В настоящее время они зафиксированы во многих многосторонних и двусторонних соглашениях.

В международной доктрине существует несколько принципиальных подходов к обоснованию предоставление дипломатических привилегий и иммунитетов:

Принцип взаимности - в его основе лежит понимание того, что предоставление дипломатических привилегий и иммунитета осуществляется на взаимной основе;

Принцип альтернативности - в его основе лежит утверждение о том, что предоставление привилегий и иммунитетов является правом, а не обязанностью государства;

Принцип функциональной необходимости - в его основе лежит признание того, что в государстве пребывания дипломатического представительства иностранного государства должны быть созданы надлежащие условия для эффективной деятельности. Следует отметить, что именно на таком подходе базируется Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года.

Во дипломатическими привилегиями понимаются особые преимущества и льготы, предоставляемые представительствам и их сотрудникам, по сравнению с гражданами пребывания.

Во дипломатическими иммунитетами понимают изъятия представительства и его сотрудников из юрисдикции и принудительных действий со стороны государства пребывания.

В международном праве различают привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и привилегии и иммунитеты их сотрудников (личные привилегии и иммунитеты).

К привилегий и иммунитетов дипломатических представительств относятся:

Неприкосновенность помещений представительства - она означает, что власти государства пребывания не могут вступать в это помещение без согласия главы представительства. Более того, в стране пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого нанесения вреда и вторжения и предотвращения всякого нарушения спокойствия или оскорбления его достоинства. Помещения представительств, предметы их обстановки и другое имущество, находится в них, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от обысков, ареста, реквизиции и исполнительных действий. При этом термин «жилище» толкуется расширительно и охватывает здания или части зданий, используемые для представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы не принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть дома земельный участок. Но это ни в коей мере не означает, что помещения дипломатического представительства является суверенным частью территории государства, аккредитует. Территория дипломатического представительства находится под суверенитетом государства пребывания, но ей, согласно международному праву, предоставлен особый правовой режим (режим экстерриториальности) с целью успешного выполнение функций, возложенных на представительство;

Фискальный иммунитет (от лат, fiscalis - казенный) означает освобождение дипломатических представительств всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Собрание, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов и пошлин государства пребывания

Неприкосновенность архивов и документов представительства - эти объекты неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения, т.е. где бы они теоретически не находились. Корреспонденция представительства неприкосновенна. Дипломатическая почта не подлежит ни распечатыванию, ни задержке;

Свобода сношений представительства - означает, что дипломатическое представительство имеет свободу сношений со своим правительством, другими представителями и консульствами аккредитованной государства, где бы они ни находились. Для осуществления этих отношений дипломатические представительства вправе пользоваться всеми средствами, которые подходят, включая дипломатических курьеров, закодированными или шифрованными депешами. Дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновенностью и подлежат особой защите со стороны государства пребывания. Государством, аккредитующим, или представительством может быть назначен дипломатический курьер ad hoc (например, командир гражданского воздушного или морского судна, несущего флаг государства, аккредитует). В этом случае иммунитеты прекращаются в момент доставки дипломатической почты по назначению. Дипломатические представительства вправе по согласия страны пребывания установить радиостанцию и использовать ее, а также обладают внеочередным правом пользования средствами гражданского электросвязи. В свою очередь, государство пребывания для надлежащего и эффективного выполнения функций дипломатических представительств обязана способствовать облегчению их работы, обеспечить свободу передвижений и сообщений, предоставить все возможности для выполнение функций дипломатических представительств;

Право пользования флагом и эмблемой государства, аккредитует, - это право принадлежит как самому представительству, так и его главе. Эти символы государства, аккредитует, размещаются в помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.

В личных привилегий и иммунитетов относятся:

Неприкосновенность личности дипломата - лицо дипломатического агента неприкосновенна, он не подлежит аресту или задержанию в любой другой форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать надлежащие меры для предотвращения каких-либо посягательств на его личность, свободу, достоинство.

Неприкосновенность жилища - частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения дипломатического представительства (Частная резиденция дипломатического агента включает в себя любое помещение, в котором может жить дипломат: квартиру, номер в гостинице, дом). Бумаги дипломатического агента, его корреспонденция, кроме ряда случаев, связанных с гражданской юрисдикцией государства пребывания, неприкосновенны;

Иммунитет от юрисдикции - дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной, гражданской и адми-

нистративного юрисдикции государства пребывания. Он абсолютный иммунитет от уголовной юрисдикции.

По общему правилу дипломат не должен нарушать законов государства пребывания, однако в случае совершения им уголовно наказуемого деяния уголовное дело в отношении него не нарушается в силу данного иммунитета. Такая лицо объявляется persona non grata и ему предлагается покинуть территорию государства пребывания. Вместе с тем, принимающая сторона, может ходатайствовать перед правительством государства, аккредитует, об отказе в иммунитете дипломату, что сделал преступление. При его получении такой отказ должна быть ясно и точно выражена.

На дипломатов также распространяется иммунитет от гражданской юрисдикции, кроме таких случаев:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если он не владеет этим имуществом для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или видмовоодержувача наследия. Таким образом, дипломатический агент не может ссылаться на дипломатический иммунитет как основание для отказа от явки при рассмотрении иска или иного дела, принадлежащего к наследованию;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или комерцийнии деятельности дипломатического агента за пределами его официальных функций.

Дипломаты также пользуются иммунитетом от административной юрисдикции государства пребывания и поэтому на них не могут налагаться штрафы и другие административные взыскания.

Вместе с тем следует иметь в виду, что иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитованной государства;

Фискальный иммунитет - дипломатический агент освобождается от всех пошлин и налогов, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением:

а) косвенных налогов, включаемых в цену то-вара и обслуживания;

б) сбора налогов на частное недвижимое имущество, находящееся в аккредитованной государстве, если он не владеет им от имени аккредитованной государства, или для представительства;

в) налогов на наследство и пошлин на наследование, взимаемых страной пребывания;

г) сборов и налогов на частный доход, источник которых находится в стране пребывания;

д) судебных, реестровых сборов, ипотечных сборов и гербового сбора в отношении недвижимого имущества, находящегося на территории государства пребывания.

Кроме дипломатического персонала, иммунитеты и привилегии распространяются на членов их семей.

К членам семьи дипломата принадлежат его жена (муж) и несовершеннолетние дети, а также, согласно международного порядка, взрослые незамужние дочери дипломата, проживающих с ним совместно и находятся на его иждивении.

Дипломатические привилегии и иммунитеты начинают распространяться на лиц, определенных в международном праве, с момента пересечения ими границы принимающего государства, и действуют до момента выезда указанных лиц из государства пребывания. Дипломат и члены его семьи пользуются установленными в международном праве привилегиями и иммунитетами также при проезде через третье государство. Третьи государства не должны препятствовать проезду через их территорию членов административно-технического и обслуживающего персонала представительства и членов их семей. Таким образом, дипломатические привилегии и иммунитеты предоставляются не для того, ицоб игнорировать законы, правила и обычаи государства пребывания, а с целью более эффективного выполнения дипломатическим представительством и его персоналом своих функций в полной соответствии с нормами международного права и внутригосударственного права страны пребывания.