Блатное место. Гуськова Марина Владимировна Заместитель начальника Управления оценки качества образования, к.т.н., доцент Федеральная служба по надзору в сфере образования. Куда улетучиваются миллионы долларов


Основное общее образование Среднее общее образование ВПО – подготовка научных кадров ВПО - магистратура ВПО - бакалавриат Среднее профессиональ ное образование Начальное общее образование Дошкольное образование Государственная итоговая аттестация и государственный мониторинг Государственная аккредитация Государственный контроль качества Лицензионный контроль Государственная оценкаЛицензирование Формы оценивания Государственны е процедуры Независимая оценка качества образования Общественная оценка качества образования Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ Сертификация профессиональных квалификаций Участие в международных исследованиях, использование международного опыта КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ


Общественнно-профессиональ- ная аккредитация качества профессионального образования Сертификация профессиональных квалификаций Общественный рейтинг качества реализации ОПП Аккредитация ОПП международными агентствами НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Рассмотрение результатов независимой оценки в государственных процедурах


НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность Признание уровня деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, критериям и требованиям ФОРМЫ:ЦЕЛЬ: Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ Признание качества и уровня подготовки выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, отвечающими профессиональным требованиям Оценка деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность Формирование рейтингов организаций, осуществляющих образовательную деятельность


Независимая оценка качества профессионального образования Внешняя оценка Внутренняя оценка 1.Общественная оценка профессионального образования 2.Профессиональная оценка качества профессионального образования 3.Общественная аккредитация качества профессионального образования 4.Общественно-профессиональная аккредитация качества профессионального образования 5.Рейтингование ОУ, программ профессионального образования 1.Внутренний мониторинг и оценка качества профессионального образования 2.Рейтингование программ профессионального образования НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


НОРМАТИВНАЯ БАЗА 6 Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от ФЗ Соглашение о взаимодействии Министерства образовании и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей от 25 июня 2007 г. «П. 3. Объединения работодателей:…формируют совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки, систему независимой оценки качества профессионального образования». Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1015 Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования:




8 Разработка и апробация моделей экспертно-методического сопровождения оценки и сертификации квалификаций в рамках ФЦПРО (цель – государственная поддержка старта системы, отработка методик и процедур по приоритетным направлениям) Мероприятие 8.1 Создание сети экспертно-методических центров системы независимой оценки и сертификации квалификаций в высокотехнологичных отраслях экономики на основе типовой модели Разработка методологичес-ких подходов к формированию и функционированию сети экспертно- методических центров и центров оценки и сертификации квалификации, координация их деятельности Разработка и апробация моделей центров сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методического центра (по направлениям) В атомной отрасли В отрасли железнодорожного транспорта В отрасли металлургии В медико-биологической и фармацевтической отрасли В отрасли наноиндустрии В отрасли машиностроения В области туризма и сервиса В области юриспруденция В педагогическая область В отрасли авиастроение В области информатики и вычислительной техники В нефтегазоперерабатывающей отрасли В ракетно-космической отрасли В отрасли энергетики В отрасли автомобилестроения MBA, MPA В области управления персоналом документы, инфраструктура, обученный персонал, (доработка или новая разработка), методики, оценочные средства, реестр экспертов Инструментарий и процедуры отладки и функционирования СИСТЕМЫ в целом Измерительные средства в соответствии с требованиями профессиональных стандартов для процедур оценки и сертификации квалификаций Мониторинг и прогноз потребности профессионального сообщества в сертификации профессиональных квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений Система признания сертификатов, полученных выпускниками образовательных учреждений профессионального образования и Федеральный сегмент информационной базы данных о деятельности экспертно-методических центров и центров оценки и сертификации Мониторинг и экспертно- методологическое сопровождение формирования системы сертификации профессиональных квалификаций, разработка и апробация системы аккредитации центров сертификации профессиональных квалификаций


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПРОМЫШЛЕН -НИКОВ И ПРЕДПРИНИ- МАТЕЛЕЙ Общественно- государствен- ный совет Работодатели, их организации и ассоциации Росатом ОАК Союзмаш Автопром ….. …. ОАО РЖД Субъекты Российской Федерации Субъект 1 Субъект 2 Субъект 3 Субъект 4 ….. …. Субъект 5 Сеть центров сертификации квалификаций и экспертно- методических центров Реализуют процесс сертификации квалификаций Сеть центров сертификации квалификаций и экспертно- методических центров Реализуют процесс сертификации квалификаций Рассмотрение в государственных процедурах РОСОБРНАДЗОР Осуществляет мониторинг профессиональных квалификаций специалистов и выпускников на принципах объективности, достоверности …., формирование и ведение базы данных РОСОБРНАДЗОР Осуществляет мониторинг профессиональных квалификаций специалистов и выпускников на принципах объективности, достоверности …., формирование и ведение базы данных Проф. стандарты Проф. стандарты Рекомендации по ФГОС СИСТЕМА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ Соискатели


Определение стратегии развития системы; использование результатов деятельности системы при разработке нормативно-правовых документов, формировании госпрограмм; участие в отборе и аудите деятельности центров - определение стратегии развития системы; - формирование общих требований к функционированию центров; - организация конкурсного отбора ЭМЦ, отбора ЦОСК; - определение стратегии развития региональных сегментов системы; - использование результатов деятельности системы при разработке нормативно- правовых документов, формировании региональных программ; - участие в отборе и аудите ЦОСК для региональных и межрегиональных отраслевых кластеров - определение стратегии развития системы; - участие в отборе и аудите центров по направлениям (отраслям); - разработка проф. стандартов - заказчики и потребители услуг по оценке и сертификации; - обратная связь о процедурах сертификации - реализация процедур оценки и сертификации квалификаций; - выдача сертификатов - консультационно-методическая поддержка ЦОСК; - разработка процедур, методов и оценочных средств; - обучение экспертов по оценке и сертификации квалификаций; -экспертное участие в отборе и аудите ЦОСК Государственные органы исполнительной власти РФ РОСОБРНАДЗОР Объединения работодателей: -.общероссийские (общероссийские, межотраслевые, отраслевые); - межрегиональные (межотраслевые и отраслевые); - региональные (региональные, межотраслевые и отраслевые) Профессиональные сообщества Общественно-государственный совет (ОГС) Центр оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК) - Экспертно-методические центры (ЭМЦ) по отраслям, областям деятельности Соискатели Учреждения профессионального образования Региональные органы государственной власти Организационно-функциональная схема сети центров ЭМЦ и ЦОСК Ведущие компании отрасли (Работодатели) - предоставление ресурсов и услуг для оценки; - заказчики и потребители услуг по оценке и сертификации; - участие в работе комиссий ЦОСК; - обратная связь о процедурах сертификации - аудит центров; - организация обеспечения едиными формами документов; - ведение регистра Системы (реестров выданных сертификатов и баз данных) базовая организация - использование результатов деятельности системы при оценке качества проф. образования, формировании рекомендаций по ФГОС и образовательным программам; в государственных процедурах, при разработке нормативно-правовых документов, формировании госпрограмм Компании отрасли (Работодатели)



25 сентября 2015 года в Российском новом университете (РосНОУ) прошёл международный научно-практический семинар «Развитие высшего образования как фактор преодоления экономического кризиса». Организаторы мероприятия - Европейская ассоциация учреждений высшего образования (EURASHE) и Региональный открытый социальный институт (РОСИ).

Участники обсудили оптимальные стратегии управления высшим образованием в период экономического кризиса, эффективное взаимодействие вузов и бизнеса, формирование квалификационных требований к управленческому персоналу вузов и многие другие темы.

Инновационные процессы в образовании являются неизбежной реальностью, но, помимо позитивного воздействия, они приводят к обострению конкуренции между образовательными системами, неотвратимому изменению существующих моделей обучения, - отметила в своём выступлении советник руководителя Россотрудничества Марина Гуськова. - Вопрос в том, чего в этих изменениях будет больше: политики, экономики, гуманизма или социального дарвинизма? Стандартизация, сопровождающая болонский процесс, может и дальше успешно развиваться, если будет решена задача сбалансированного развития всей территории единого европейского образовательного пространства.

С точки зрения председателя Ассоциации негосударственных вузов России, ректора Российского нового университета Владимира Зернова, ключевое звено, «за которое можно вытянуть всю цепь инновационного развития - это эффективность системы образования».

При сопоставимых результатах затраты СССР на покорение космоса оказались на порядок ниже, чем затраты США, - напомнил ректор РосНОУ. - Произошло это благодаря развитой системе образования, мотивированности научных и инженерных коллективов на получение результатов мирового уровня. Сейчас примером эффективности являются ведущие негосударственные вузы, у которых расходы на один патент на 3-4 порядка ниже, чем у государственных вузов, это разница в сотни миллионов. Но при оценке эффективности вузов статья в Nature приравнивается к статье в вестнике маленького провинциального вуза, который как-то ухитрился попасть в список ВАК. Привести в порядок критерии и усилить проверку эффективности использования выделяемых государственных ресурсов - это первый шаг к созданию конкурентоспособной системы образования.

Бывают кризисы роста, очищения, бывают кризисы загнивания, бывают кризисы разрушения, деструкции, - отметил первый заместитель председателя комитета по образованию ГД РФ Олег Смолин, - Какой характер примет нынешний кризис, во многом зависит от образовательной политики. В период экономического кризиса разные страны в отношении образования, в частности высшего, вели себя по-разному. Первым из политиков, который понял, что при рыночной экономике в период кризиса образование не следует сокращать, а скорее наоборот, был президент Рузвельт. Он исходил из достаточно простых соображений: кризис рано или поздно сменяется экономическим ростом, происходит обновление технической базы, требуются более подготовленные работники. А ещё Рузвельт понимал, что лишённая в период кризиса возможности получать образование молодёжь - это горючий политический материал.

С докладами во второй части заседания выступили европейские и российские эксперты:

  • «Высшее профессиональное образование как ответ на экономический кризис», докладчик - генеральный секретарь Европейской Ассоциации высших учебных заведений (Бельгия) Йохан Клет;
  • «Взаимодействие высшего образования и бизнеса как фактор развития» - советник по вопросам образования и занятости Конфедерации работодателей Латвии, внештатный сотрудник министра образования и науки Латвии Анита Лице;
  • «Культура качества и менеджмент качества в высшем образовании» - член совета директоров Голландско-фламандской аккредитационной организации (Нидерланды) Люсьен Болларт;
  • «Высшее образование и бизнес в России: особенности взаимодействия» - начальник департамента инноваций и стратегического развития ГК «Ростехнологии» Александр Каширин;
  • «Менеджмент качества в российском высшем образовании: состояние и перспективы развития» - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
    Сергей Кравцов.

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ
ГОСУДАРСТВ, СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ,

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СОСТАВ КОМИССИИ ПО ПРИЕМУ, ПЕРЕДАЧЕ, ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ,
РЕАЛИЗАЦИИ (ВЫКУПУ) ПОДАРКОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ГРАЖДАНСКИМИ СЛУЖАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
АГЕНТСТВА ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ,
СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ,
И ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ

В связи с кадровыми изменениями штатного состава Россотрудничества приказываю:

1. Внести в Состав комиссии по приему, передаче, оценке стоимости, реализации (выкупу) подарков, полученных федеральными государственными гражданскими служащими Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее - Комиссия), утвержденный приказом Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству от 20 мая 2016 г. N 0068-пр "Об утверждении положения о сообщении федеральными государственными гражданскими служащими Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации", следующие изменения:

1.1. Исключить из состава Комиссии:

Гуськову Марину Владимировну - начальника Управления социальной политики и кадров;

Маковлева Андрея Юрьевича - заместителя начальника Управления - начальника отдела правового обеспечения Управления обеспечения деятельности;

1.2. Включить в состав Комиссии:

Чеху Вадима Витальевича - начальника Управления правового и кадрового обеспечения;

Шурочкову Марию Михайловну - советника отдела правового обеспечения Управления правового и кадрового обеспечения;

1.3. Возложить обязанности заместителя председателя Комиссии на Чеху Вадима Витальевича - начальника Управления правового и кадрового обеспечения;

1.4. Указать новую должность секретаря Комиссии:

Еремина Екатерина Владимировна - консультант отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений Управления правового и кадрового обеспечения;

1.5. Указать новую должность члена Комиссии:

Гришина Елена Викторовна - заместитель начальника Финансового управления - главный бухгалтер;

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя А.В. Фролова.

Руководитель
Л.Н.ГЛЕБОВА

Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Результаты анализа истории развития теории и методологии эвалюации позволяют выделить ряд этапов: I (60- 70-е годы ХХ века) - центральное место отводится парадигмам позитивизма и постпозитивизма, а в оценочных процессах преобладают измерения на количественном уровне; II (80- е годы ХХ века) - доминирует конструктивизм и характерные для него качественные измерения; III (90-е годы ХХ века) - происходит становление бипарадигмальной методологии эвалюации на основе философских корней прагматизма и широкого распространения идей трансформизма; IV (2000- 2010гг.) - теория управления и теория принятия решений вошли в методологические основы эвалюации. Начало нового пятого периода в 2011году в развитии эвалюации предлагается соотнести с введением инновационных трактовок эпистемологии, онтологии и методологии, раскрытых автором исследования в контексте эволюции представлений о качестве результатов образования в XXI веке, а также бипарадигмальной методологии измерений в образовании.

На основании проведенного анализа можно утверждать, что многие процессы в образовательных системах могут быть объяснены путем выделения концептуальных конструктов и их оценивания на основе бипарадигмальной методологии измерений. Образовательные действия не являются отдельными индивидуальными актами, а представляют собой «интерсубъективную» структуру, которую следует учитывать при построении моделей эвалюации. Цели образовательного процесса также рассматриваются как концептуальные конструкты и становиться предметом анализа в эвалюации вместе с критериями эффективности образовательной деятельности, адекватными современным задачам модернизации образования.

2. На современном этапе развития научного аппарата педагогики необходимо обращение к бипарадигмальной методологии эвалюации, под которой следует понимать систему принципов, способов функционирования и форм научной организации теоретической и практической деятельности в условиях сочетания количественных и качественных уровней оценивания объектов эвалюации, а также учение об этой системе, закладывающее научный базис интеграции результатов эвалюации в управлении качеством образования.

Обязательным условием, определяющим эффективность использования данных эвалюации при принятии решений в управлении качеством образования, является применение теории генерализации, обеспечивающей методологическую базу для оценивания надежности компонентов эвалюации и принятия решений при обобщении результатов эвалюации, полученных по выборочной совокупности объектов, на более широкие популяции объектов в рамках программ и проектов модернизации образования.

Разработанные в исследовании методы сбора, анализа и интерпретации данных эвалюации на основе совокупности сбалансированных показателей качества образования, моделей и их дизайнов для сочетания количественных и качественных уровней многостадийных измерений, моделей теории Item Response Theory и уровневых шкал для интеграции данных количественного и качественного характера наиболее адекватны требованиям бипарадигмальной методологии эвалюации и способствуют решению задач модернизации отечественного образования.

3. Для научной организации эвалюации необходимо учитывать ряд общепринятых принципов, получивших в данном исследовании инновационную трактовку: принцип научности (опора на современный научный базис педагогической науки, теорию педагогических измерений, теорию принятия управленческих решений, теорию генерализации), принцип высокой объективности и обоснованности управленческих решений (надежность и валидность результатов, полнота набора показателей качества образования, стандартизация измерений, проведение метаэвалюации), принцип релевантности (получение информации, аутентичной доминирующим трактовкам качества образования и адекватной потребностям системы управления качеством образования, структурирование данных для различных уровней управления, обязательный анализ контекстных факторов), а также ряд специфических принципов, регламентирующих необходимость сочетания качественных и количественных уровней исследования в эвалюации, оптимизацию функций эвалюации в условиях минимизации трудозатрат и финансовых затрат, контроль дисперсии наблюдаемых результатов измерения, ошибочных компонентов и внешней дисперсии, привнесенной контекстными факторами, соблюдение информационной безопасности и выполнение этических норм при сообщении результатов эвалюации.

4. В основе эвалюации лежит концептуальная логическая модель, разработанная в исследовании и носящая причинно-обусловленный характер, которая охватывает все этапы и устанавливает связи между ними, включая в качестве обязательного компонента механизмы реализации эвалюации и определяя развитие всех компонентов эвалюации, описание процессов их взаимодействия и планируемые формы представления данных в области краткосрочных и долгосрочных результатов программ и проектов по модернизации образования. Диаграммы пути для причинно-обусловленных моделей эвалюации позволяют целенаправленно отслеживать логическую и причинную связь этапов выполнения программ и проектов по модернизации образования и способствуют повышению обоснованности управленческих решений при совершенствовании качества образования. Комплексное системное построение модели эвалюации осуществляется на основе процессного подхода и регламентируется рядом организационно-дидактических требований, в соответствии с которыми необходимо:

  • рассматривать образование как открытую систему и разделять внешние и внутренние показатели качества ее функционирования;
  • в целевой модели эвалюации учитывать результаты программы или проекта и затраты на их выполнение;
  • активизировать обратную связь для коррекции состояния образовательной системы под воздействием проектных эффектов;
  • использовать многокритериальную оценку качества образования по совокупности показателей, в том числе, учитывать контекстные факторы при оценке качества образования;
  • при оценке эффективности образовательных и управленческих воздействий сочетать количественные оценки с качественными оценками поведенческих характеристик и воспитанности обучаемых с учетом влияния контекстных факторов;
  • использовать ситуационный подход к формированию совокупности показателей качества образования, согласно которому уровень управления диктует основные виды показателей и критериев.

5. Для построения логической модели эвалюации необходимо: собрать релевантную информацию относительно входных характеристик и условий осуществления программы или проекта, сформулировать основную исследовательскую проблему для осуществления эвалюации в соответствии с целями программы или проекта, выбрать независимую переменную, эффекты и промежуточные переменные, сформулировать гипотезы, построить простейшую диаграмму пути, а затем провести ее усложнение путем постепенного ввода переменных для учета многофакторного влияния на переменную эффекта, построить схематическое изображение модели эвалюации в форме взаимосвязанных компонентов, создать базовые описательные характеристики компонентов логической модели в форме таблицы, согласовать логическую модель эвалюации с заинтересованными лицами (разработчиками программы или проекта, руководством образовательной организации, студентами, преподавателями и т.д.).

Необходимыми элементами логической модели должны быть ее ресурсы, действия, краткосрочные результаты, промежуточные результаты и долгосрочные результаты, анализируемые с учетом контекстных факторов и окончательной диаграммы пути.

6. Разработанные в исследовании организационно-педагогические и технологические требования к качеству компонентов эвалюации, положенные в основу стандартов эвалюации, необходимы для проведения метаэвалюации. Их применение позволит увеличить эффективность систем управления качеством образования. В число основных требований входят: опора на базисную методологию управления качеством; приоритет бипарадигмальной методологии и современной теории измерений; высокое качество (надежность, валидность, аутентичность) и прогностичность результатов измерений; использование адекватных трактовок качества результатов образования; обязательность учета контекстных факторов; обеспечение сопоставимости результатов измерений, учет основных тенденций в модернизации образования, операционализируемость показателей качества результатов обучения; преимущественная ориентация средств измерений на проверку продуктивного уровня усвоения знаний и интеллектуальных умений, использование инновационных видов многостадийных измерителей; соответствие аппарата, используемого для обработки данных эвалюации, характеристикам распределений эмпирических данных; стандартизация процедур эвалюации, устойчивость шкал для отображения результатов педагогических измерений, репрезентативность выборок обучающихся и ряд требований к инструментарию эвалюации.

Статьи в изданиях, включенных в реестр ВАК Министерства образования и науки РФ

1. Гуськова, М.В. Аттестация студентов на основе новых стандартов профессионального образования /М.В.Гуськова//Высшее образование сегодня.-2011.-№8. – С.10-14 (0,3 п.л.).

2. Гуськова, М.В. Эвалюация процесса и результатов внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов в практику высшего профессионального образования /М.В.Гуськова //Высшее образование сегодня.-2011.-№9. – С.10-14 (0,3 п.л.).

3. Гуськова, М.В. Этапы развития эвалюации в образовании/М.В.Гуськова, В.И.Звонников // Экономика образования.-2011.-№4. – С.8-13 (0,4 п.л.).

4. Гуськова, М.В. Основные модели оценки качества образовательных проектов /М.В.Гуськова//Alma mater (Вестник высшей школы).-2012.-Вып.2 – С.54-57 (0,3 п.л.).

5. Гуськова, М.В. К вопросу понятийного аппарата эвалюации в образовании /М.В.Гуськова //Философия образования.-2012.-№3(42). – С.109-118 (0,6 п.л.).

6. Гуськова, М.В. Подходы к формированию независимой оценки качества профессионального образования К вопросу понятийного аппарата эвалюации в образовании/М.В.Гуськова, Л.Н.Глебова //Высшее образование сегодня.-2012.-№4. – С.2-6 (0,3 п.л.).

7. Гуськова, М.В. Исторические аспекты развития эвалюации/М.В.Гуськова//Право и государство: теория и практика - М., 2012. -№8(92). – С.139-144 (0,4 п.л.).

8. Гуськова, М.В. Об истории развития тестов и современных проблемах оценки /М.В.Гуськова//Право и государство: теория и практика - М., 2012. -№9(93). – С.102-106 (0,3 п.л.).

9. Гуськова, М.В. Пользователи системы эвалюации в управлении качеством образования /М.В.Гуськова // Философия образования.-2012.-№3(42). – С.109-118 (0,6 п.л.).

10. Гуськова, М.В. Моделирование в образовательной эвалюации /М.В.Гуськова //Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ».-2012.-№6.– С.111-116 (0,4 п.л.).

11. Гуськова, М.В. Принципы научной организации эвалюации в образовании /М.В.Гуськова// Вестник Тамбовского университета.-2012.-№10 (114). – С.122-129 (0,5 п.л.).

12. Гуськова, М.В. Философские парадигмы и исторические этапы в развитии эвалюации /М.В.Гуськова //Ценности и смыслы.-2012.-№6(22).-С.45-56 (0,75п.л.).

13. Гуськова, М.В. Количественные методы исследования данных эвалюации/М.В.Гуськова // Философия образования.-2012.-№5(44). –С.186-193 (0,5 п.л.).

14. Гуськова, М.В. Сертификация квалификаций и оценка качества профессионального образования /М.В.Гуськова //Вестник университета.-М.: ГУУ.- 2012. -№12.– С.72 – 77 (0,4 п.л.).

15. Гуськова, М.В. Взаимодействие работодателей и вузов: вчера, сегодня, завтра. Экономика образования/М.В.Гуськова, В.И. Звонников.- 2012.-С.60-64 (0,3 п.л.).

16. Гуськова, М.В. Количественные и качественные исследования в образовательной эвалюации /М.В.Гуськова //Педагогика. -2013.-№3. – С.23-30 (0,5 п.л.).

17. Гуськова, М.В. Многостадийные модели оценки компетентности управленцев/М.В.Гуськова, А.В.Челохьян // Вестник университета.- М.: ГУУ.-2013. -№15.– С.178 – 184 (0,4 п.л.).

18. Гуськова, М.В. Структурные элементы мероприятий по оценке внедрения инновационных программ в профессиональном образовании/М.В.Гуськова, А.А.Порческо// Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки.- 2013.- №12.- С.36-44 (0,6 п.л.).

19. Гуськова, М.В. Оценочно-аналитические методы в управлении качеством образования /М.В.Гуськова //Высшее образование сегодня.-2013.-№2.-С.34-39 (0,4 п.л.).

Монографии

20. Гуськова, М.В. Эвалюация в образовании: монография/М.В.Гуськова. - М: ИНФРА-М, 2012. - 153с. (9,5 п.л.).

21. Гуськова, М.В. Основы эвалюации в управлении качеством образования: монография/М.В.Гуськова. - М: ИНФРА-М, 2014 -204с. (12,75 п.л.).

Научно-методические статьи в сборниках, журналах

23. Гуськова, М.В. О разработке информационно-аналитической системы подбора персонала на базе РГУПС/М.В.Гуськова, В.И.Колесников, Н.Н.Сухорукова, О.Б.Сухорукова //Автоматика, связь и информатика: Научно- теоретический и производственно-технический журнал М.: ОАО «Российские железные дороги».-2006.- №6. – С.36-38 (0,2 п.л.).

24. Гуськова М.В., Новые подходы к процессу мониторинга уровня компетенций выпускников транспортных вузов/М.В.Гуськова, О.В.Муленко //Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения: Научно-технический журнал.- Ростов-на-Дону: РГУПС.-2009.-№1(33). – С.80 – 85 (0,3 п.л.).

25. Гуськова, М.В. Математическое обоснование оценки уровня подготовки студентов форме компьютерного тестирования /М.В.Гуськова, В.И.Колесников, М.Д.Линденбаум, Р.И.Островский, А.А.Порческо//Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения: Научно-технический журнал.- Ростов-на-Дону.: РГУПС.- 2009. -№39(35).– С.135 - 141 (0,5 п.л.).

26. Гуськова, М.В. Проблема единства требований в системе дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих: сб. трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. /М.В.Гуськова, М.Б.Челышкова.- М.: РУДН.-2012. - Вып.22.-С.24-30 (0,5 п.л.).

27. Гуськова, М.В. О роли педагогических измерений в модернизации отечественного образования/М.В.Гуськова //Качество образования. -М.: МФПУ «Синергия». -2012. -№6. -С.54-57 (0,3 п.л.).

28. Гуськова, М.В. Управление качеством, эффективность и эвалюация. ГУУ/М.В.Гуськова, В.И.Звонников. // Вестник университета.- М.: ГУУ.-2014. -№18.– С.115 – 120 (0,4 п.л.).

Тезисы докладов и выступлений на научных конференциях и семинарах

29. Гуськова, М.В. Студенческий отряд добровольных спасателей Ростовского государственного университета путей сообщения /М.В.Гуськова, А.В.Коновалов, А.В.Челохьян //О деятельности вузов по организации и осуществлению воспитательного процесса в современных условиях: тезисы докладов Всероссийского семинара-совещания. – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2001. – С.15-19 (0,3 п.л.).

30. Гуськова, М.В. Система компьютерного тестирования студентов как средство повышения качества подготовки специалиста. Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте: сборник докладов ТрансЖАТ -2005/М.В.Гуськова. – Сочи: ОК ДАГОМЫС, 2005. – С.369-374 (0,3 п.л.).

31. Гуськова, М.В. К вопросу о повышении качественной составляющей кадрового потенциала транспортных вузов. Телекоммуникационные и информационные технологии на транспорте России: сборник докладов III Международной научно-практической конференции «Телеком Транс-2005» /М.В.Гуськова, Е.Р.Горюнова. – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2005. – С.430-433 (0,3п.л.).

32. Гуськова, М.В. К вопросу оценивания уровня сформированности компетенций //Телекоммуникационные и информационные технологии на транспорте России: сборник докладов IV Международной научно-практической конференции «Телеком Транс-2006» /М.В.Гуськова, О.В.Муленко. – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2006. – С.83-85 (0,2 п.л.).

33. Гуськова, М.В. К вопросу мониторинга образовательного процесса вуза // Менеджмент качества в образовании: сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции «Менеджмент качества в образовании» 2008/М.В.Гуськова. – Брянск: БГТУ, 2009. – С.134-138 (0,3 п.л.).

34. Гуськова, М.В. К вопросу мониторинга компетенций выпускников вузов //Качество инженерного образования: Сборник докладов III Международного научной конференции «Качество инженерного образования (КИО-2009)» 2009/М.В.Гуськова, О.В.Муленко. – Брянск: БГТУ, 2009. – С.143-145 (0,2 п.л.).

35. Гуськова, М.В. К вопросу о повышении качества кадрового потенциала предприятий/М.В.Гуськова –М.: МИИТ, 2009. – С.134-138 (0,3 п.л.).

36. Гуськова, М.В. О формировании кадрового резерва транспортных предприятий //Компетентностный подход в образовании – успешная карьера выпускника: Материалы Международной научно-практической конференции/М.В.Гуськова, Л.И.Иващенко.- Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. – С.51-53 (0,3 п.л.).

37. Гуськова, М.В. Развитие системы мониторинга качества в вузе. Транспорт-2010: труды Всероссийской научно-практической конференции: сборник трудов. Ч.1 /М.В.Гуськова, О.В.Муленко. – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2010. – С.87-88 (0,1 п.л.).

38. Гуськова, М.В. О вопросе применения аппарата эвалюации в управлении качеством профессионального образования //Актуальные проблемы управления-2011: материалы 16-й Всероссийской научно-практической конференции/М.В.Гуськова.- М.: ГУУ, 2011. – С.235-238 (0,3 п.л.).

39. Гуськова, М.В. Качество образования оценят независимые эксперты /М.В.Гуськова // М.: Эксперт, 2011 №46. С.37. (0,01 п.л.).

40. Гуськова, М.В. Об использовании аппарата эвалюации в ходе модернизации профессионального образования //Инновационное развитие Российской экономики: материалы IV Международного научно-практического форума/М.В.Гуськова.- М.: МЭСИ, 2011. – С.119-123 (0,3 п.л.).

41. Гуськова, М.В. Философские парадигмы в развитии эвалюации //Общество, экономика, человек в эпоху глобальных перемен: материалы Международной научно-практической конференции/М.В.Гуськова.- Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2012. – С.276-282 (0,4 п.л.).

42. Гуськова, М.В. Применение теории генерализации при принятии управленческих решений в образовании: сборник научных трудов международной научно-теоретической конференции 22 октября 2012 года "Образование и педагогическая наука в модернизации российского общества" ФГНУ ИТИП РАО /М.В.Гуськова, 2012. Ч.1. – С.115-126 (0,75п.л.).

43. Гуськова, М.В. Педагогические измерения в современных системах оценки качества образования: сборник нормативных, инструктивно-методических и информационных материалов «Гарантии качества профессионального образования» /М.В.Гуськова, В.И.Звонников М.: РАНХиГС, 2012. – С-90-97 (0,5 п.л.).

44. Гуськова, М.В. Оценка и сертификация квалификаций выпускников вузов как информационная основа для налаживания сотрудничества между высшей школой и рынком труда: сборник нормативных, инструктивно-методических и информационных материалов «Гарантии качества профессионального образования» /М.В.Гуськова.- М.: РАНХиГС, 2012. – С.27-37 (0,6 п.л.).

45. Гуськова, М.В. Роль эвалюации в управлении качеством образовательных систем: сборник материалов VIII Международного форума: в 2т. /М.В.Гуськова, В.И.Звонников. – М.: РАНХ и ГС при Президенте РФ, 2013, 120с. – С.78-95.-т.2 (0,5 п.л.).

46. Гуськова, М.В. Роль эвалюации в решении современных проблем совершенствования управленческих воздействий на качество образования: сборник материалов «Инновационное развитие российской экономики». Инновации и российская экономика в контексте глобальных экономических процессов.Ч.1./М.В.Гуськова, В.И.Звонников. – М.,МЭСИ, 2014, 216с. – С.135-138 (0,3 п.л.).